Найти тему
Игорь Масленников

В плену у Ватикана. Часть 3.

Даже яды были посвящены религии. Семена одного тропического растения, содержащего смертельный яд стрихнин, назывались "бобы святого Игнатия". Яд профессиональных отравителей, продававшийся тайком за большие деньги и стоивший жизни тысячам людей, носил успокоительное название "Манна святого Николая".

Каждый рецепт начинался надписью "С богом". Впоследствии надпись эта была заменена символическим двойным крестом. Лет триста назад хирург был обязан каждые три дня ходить на исповедь к священнику. Пропустивший визит к священнику без уважительных причин лишался права лечить. Восстановить это право можно было только после отбывания особого церковного наказания. Оно заключалось в усиленном посещений богослужений и денежном взносе на нужды церкви.

По воскресеньям и праздникам запрещалось оперировать. В этот день в палатах вместо врачей совершали обходы священники.

Духовники считались постоянными сотрудниками таких учреждений. В Европе и сейчас в некоторых больницах есть такие сотрудники.

Практической хирургией врачи не занимались совершенно,

Кроме запрета церкви была еще и другая причина. Высшее образование стоило дорого. Окончить университет по любому факультету и получить диплом могли только сыновья состоятельных родителей, Звание доктора было почетно и выгодно. Деятельность врачей протекала, главным образом, среди богатых и зажиточных слоев населения и хорошо оплачивалась.

Самое слово "хирургия" значит "ручная работа", была не наукой, а ручной работой, ремеслом. Область заболеваний, при которых мог оказать помощь хирург, была невелика. Хирурги занимались, главным образом, лечением ран, извлечением засевших в теле наконечников стрел и пуль, вырезыванием поверхностно расположенных опухолей и вскрытием гнойников. Нельзя было ученому богатому человеку заниматься ручным трудом хирурга, возиться с ножом, пилою, иголками — орудиями ремесленников.

Лечение внутренних, нервных и психических болезней - другое дело. Здесь работал ум, а руки, холеные, украшенные перстнями руки старинного доктора бездействовали. Консультация заключалась в подробном расспросе и осмотре больного. Выслушивания и выстукивания не производили, Измерений температуры и самых простых лабораторных исследований, оказывающих теперь такую помощь при распознавании болезней, тогда еще не знали. Это пришло значительно позднее.

Нужна была огромная наблюдательность и изощренная мыслительная способность, чтобы по отдельным внешним симптомам и почти всегда сбивчивому рассказу больного установить характер заболевания и назначить лечение. Знание человеческого организма и происходящих в нем процессов было чрезвычайно несовершенно и затемнено религиозными предрассудками и часто ошибочными мнениями древних авторитетов. Большинство лекарственных веществ не было выделено в чистом виде и назначалось в виде сложных смесей, действие которых на организм не было достаточно проверено.

Вся система медицинских знаний в те времена была чрезвычайно неустойчива. Обоснованность заключений врача и назначаемого им лечения доказывались не научными данными, а отвлеченными рассуждениями. Знание древней латинской и греческой литературы, философии, сочинений "отцов церкви", красноречие, умение вести ученый диспут эти качества были присущи докторам.

Рыться тайком в полусгнившем трупе, работать ножом было уделом людей низшего разряда, хирургов и цирюльников.