Найти тему
Пойдем в кино

Если б быть мне косноязычным, как Дант...(с)

Я должна быть честной с вами, верно? За это вы меня любите или терпите? За то, что при всей любви к Антону Владимировичу у меня все-таки есть хэштэг #акристинанет

Знали бы вы, сколько хвалебных отзывов на новый фильм Ларса фон Триера я прочла от умных людей! А сколько хаящих от глупцов! [Порой второе, даже более сильная реклама, чем первое.] Но по своим личным оценкам, я все равно не могу назвать его хорошим.

Постер фильма "Дом, который построил Джек"
Постер фильма "Дом, который построил Джек"

Проблема, возможно, в планке, которую сам господин Триер задрал себе своими нескончаемыми шедеврами. Он поражает и эпатирует уже несколько десятилетий и некоторые его фильмы действительно стали культовыми. Но в «Доме, который построил Джек» режиссер пустился в самоцитирование и чрезмерную рефлексию. Фильм стал, 2,5-часовой попыткой оправдать себя за дурацкую шутку про Гитлера, за которую Триера на семь лет выгнали из Канн.

Весь он о себе и про себя, а ирония, злая триеровская ирония, язык, на котором он говорит со своими фанатами, превратилась в снобизм Мастера по отношению к его же зрителю. На Триера уже не ходят не подготовленные зрители, слишком уж громкой была шумиха вокруг режиссера за его почти 40-летний творческий путь. Да, вы не ослышались, вечному провокатору, жестокому мальчишке с пассатижами в руках, Ларсу уже 62 года! Поэтому и экстравагантность его и вызов, мне кажется уже больше инерционны, чем искренни.

Джек и его дом
Джек и его дом

Фильм рассказывает об инженере, который всегда хотел быть архитектором и который мечтает построить дом. В сумасшедшей прокрастинации (строительство длится 12 лет) он уходит с головой в своё хобби. Так он становится серийным убийцей. Оправдать свой род занятий он, как любой невротик, пытается посылом «я художник, я так вижу». Все повествование, в котором Джек (Мэтт Диллон), так и зовут нашего горе-инженера, рассказывает невидимому (до поры) собеседнику о своем художественном методе, разделено на 4 инцидента перемежающимися пространными вставками рассуждений о творчестве.

Не верю, что кто-то из зрителей, хотя бы тех, кто читает меня, не понял о чем фильм. Не осознал полное имя Верджа (Бруно Ганц), не догадался, что за дыра в полу морозильной камеры Джека. И куда, собственно старик Джека провожает. Эти символы красивы, но, на мой взгляд, недостаточны в качестве оправдания за такой скучный фильм.

Вердж (Вергилий) и Джек, одетый, как Данте, спускаются в ад.
Вердж (Вергилий) и Джек, одетый, как Данте, спускаются в ад.

Скука, наверное, самое страшное обвинение для Ларса фон Триера, живущего согласно кредо «главное не оставлять зрителей равнодушными». Но именно это я испытала за просмотром Джека. И если первый инцидент ещё хоть как-то взрывался динамически, то каждый последующий становился всё медленнее и муторнее.

Весь фильм стал высказыванием Триера о творчестве и о себе, как творце. Да, это именно он всю жизнь мечтает построить идеальный дом (снять идеальный фильм) и совершает невероятные акты творчества, а мы зрители и особенно критики его бесконечно осуждаем и обсуждаем. Он смотрит на нас, с позиции эгоцентричного гения, почти как Джек, возомнивший себя художником. Второстепенные персонажи тупы непроходимо, Триер даже вставляет в диалог героев некое оправдание скользящему в этом сексизму, ведь все описанные Джеком жертвы - женщины.

Мэтт Диллон в роли Джека прекрасен и убедителен.
Мэтт Диллон в роли Джека прекрасен и убедителен.

Кто-то из зрителей, судя по отзывам, ощутил перед главным героем оцепенение кролика перед удавом. А меня не покидал вопрос, почему никто из жертв даже не пытается Джеку противостоять? Допустим, у «почти несносной дамы» в исполнении Умы Турман и не было времени на ответную реакцию. Но с каждым инцидентом время убийств увеличивалось, отчего Простушка из четвертого инцидента в исполнении Райли Кио могла надавать Джеку по яйцам раз 15, за то время пока он эмоционально терроризировал и её, и зрителей. У меня страха перед звериной природой тигра, с которым нескромно себя сравнивает Джек, он вообще всю дорогу (этот эпитет тут уместнее всего) себя с кем-то нескромно сравнивает, не возникло. Возникло ощущение фальшивости всей истории, в которой, во-первых, всем на всех наплевать, а во-вторых, всем наплевать даже на самих себя.

Простушка (Райли Кио) ждет не дождется, когда Джек наконец её убьет.
Простушка (Райли Кио) ждет не дождется, когда Джек наконец её убьет.

От актерской игры можно получить удовольствие, от музыки в фильме и красивых пейзажей тоже. Но депрессия, с которой несчастный режиссер приходил на площадку и готовил этот фильм, непролазная тоска его, настолько проникла в его работу, что сама стала ей. Этот фильм –депрессия великого режиссера. Не знаю как вам, но мне видеть её было тяжело и даже горько.

Но, если вы считаете, что лучше посмотреть на недостроенный шедевр настоящего гения, чем на законченный, но ужасно скучный проект среднестатистического инженера, то «Дом, который построил Джек» это Саграда Фамилия Ларса Фон Триера, вам стоит его посмотреть.

А я, пожалуй, предпочту «Меланхолию».