Найти тему
About-You.su

Чем занять ребенка в дороге? Словесными развивающими играми!

Оглавление

Чем занять ребенка и в какие полезные игры поиграть в дороге? Мы предлагаем 10 вербальных игр для детей, которые помогут справиться с непоседами, одновременно развивая логические и аналитические мыслительные способности ребят. Если вы едете с ребенком в автобусе или вам предстоит многочасовой переезд, стоите в очереди в больнице или магазине, то словесные игры станут волшебной палочкой-выручалочкой, развлекут ребенка и помогут скоротать монотонное время в пути!

Кроме того детские устные игры помогают:

  • Сформировать чувство такта.
  • Развить память, речь, внимание, наблюдательность, артистизм, абстрактное и ассоциативное мышление.
  • Расширить словарный запас.
  • Контролировать эмоции.
  • Научиться терпению и коммуникативному поведению.

Перед началом игры оговариваются все правила и детали. Для стимула победителю вручают приз в виде конфеты, воздушного шарика или другой приятной мелочи или «вкусности». Проигравший исполняет простое желание или получает щелбан.

Молчанка

Знаменитая игра, известная с бабушкиных времён, в которую играли в основном перед ночным сном.

Наверняка многие помнят знаменитый стишок: «Кошка сдохла, хвост облез, Кто промолвит слово – тот её и съест». Молчанка пользуется популярностью до сих пор. Играть можно как в дороге, так и на тихом часе, в столовой, дома перед сном. Подходит детям, начиная с трехлетнего возраста. Простая и одновременно сложная для маленьких непосед, так как по правилам игры необходимо молчать. В игре участвуют от 2-х до неопределённого количества детей и взрослых. После произнесённого стишка дети не должны разговаривать, смеяться и даже улыбаться. Кто заговорит – выбывает и может смешить остальных. Запрещено только дотрагиваться друг до друга. Побеждает тот, кто продержится, даже не улыбнувшись, дольше всех. Игра развивает усидчивость, чувство такта, терпение, тренирует умение сдерживать эмоции и следить за своим поведением.

Придумай рассказ

Игра подойдёт для детей постарше, так как требует развитого логического мышления. Участникам предлагается придумать свой рассказ на определённую тему по заданным словам, например «природа за стеклом», с употреблением обязательных слов: птица, лес, туман, светло, красиво. Можно пересказать прочтенный рассказ в модифицированном варианте по плану. Например, заменить местоимения, время и место действия, действующих лиц, пересказать в отрицательном ключе. По правилам рассказ составляется по цепочке. Одно предложение – один ребёнок. Соответственно рассказ должен получиться связный и логически завершенный. Сопровождающий взрослый помогает в случае возникновения затруднений, подсказывая, но не составляя предложения сам.

При помощи игры развивается логика, память, наблюдательность, ассоциативное мышление, расширяется словарный запас, совершенствуется умение корректно использовать слова и фразы, формирует связную речь. Немаловажным фактором является то, что в ходе игры обязательно нужно слышать собеседника для того, чтобы правильно продолжить рассказ. Данное умение очень пригодится во взрослой жизни.

Города

Тоже довольно известная игра, подходящая ребятам которые уже начали изучать географию или интересуются ей.

Смысл игры заключается в том, чтобы назвать как можно больше реальных городов на последнюю букву предыдущего участника. Например: Москва – Архангельск – Курск – Киев - Волгоград. Главное, названия городов не должны повторяться. Если последней буквой выпали «ъ, ь, ы, ё», следующий участник называет город на предыдущую букву (Астрахань – Новосибирск). Чтобы немного упростить правила, возможно называть не только города, но и страны. Тот, кто не может вспомнить соответствующего последней букве города – выбывает. Побеждает оставшийся ребенок. Как вариант, в качестве приза можно вручить диплом «знатока географии».

Существует более упрощённый вариант, уместный для младших детей дошкольного возраста – слова. Условия игры те же, только вместо городов малыши называют любые или на определённую тематику слова (только овощи, фрукты, продукты, транспорт, животных, предметы интерьера и так далее). Игра расширяет кругозор, тренирует внимательность, умение слушать собеседника, логическое мышление, помогает научить ребёнка младшего возраста выделять нужное из общего, часть из целого.

Я знаю пять...

Простая игра, в которую могут играть дети от дошкольного до старшего школьного возраста.

Для мужского коллектива больше приемлема игра с мячом. Мальчики набивают мяч ногой, называя при этом пять предметов, имён или других понятий. Например, тема игры – «спортивные игры», ребёнок берет мяч и набивает со словами: «я знаю 5 названий спортивных игр: футбол – раз, волейбол – два, водное поло – три, теннис – четыре, хоккей - пять». 

Темы и предмет подбираются соответственно возрасту и полу: для девочек 6-го класса можно подкидывать вверх косметичку (в этом возрасте девочки уже красятся и почти все носят с собой косметику). Естественно, модницы будут стараться словить, чтобы не разбить содержимое. Темой в этом варианте может быть та же косметика. Для дошкольников уместна игра с мягкими игрушками, называя при этом овощи, фрукты, имена. Игра помогает расширить словарный запас, развить речь и внимание.

Обобщения

Игра направлена на развитие осознанных и неосознанных обобщений и подходит для детей любого возраста. Игра заключается в том, чтобы объединить несколько слов в одно логическое понятие. Например, стол, стул и кровать - это мебель; ложка, вилка, тарелка – это посуда. Или наоборот: взрослый задаёт тему, например «птицы», а дети их называют. Такой вариант вербальной игры подойдёт для детей младшего возраста. В это же игре можно использовать карточки с изображениями и раскладывать их по определенным группам.

Антонимы

Подбирая нужные темы для игры, подойдёт для любого возраста. Ведущий называет действие или признак предмета, а ребёнок подбирает противоположное по значению слово: «кислый – сладкий, горячо – холодно, добро – зло». В ходе игры можно показывать соответствующие значение жестами. Например, для «сладкий» ведущий изображает откусываемое яблоко и демонстрирует видом, жестами и мимикой как ему вкусно; при откусывании «горького» лука – кривится. Для старшего возраста уместны более сложные понятия. Такой вариант исполнения напоминает известную игру «Слон» и формирует мышление, артистизм, развивает жестикуляцию и мимику.

Что поместится в коробку

Полезная игра для развития абстрактного мышления. Облегченный вариант подойдёт детям, которые уже научились разговаривать. По подобию этой игры созданы детские развивающие игры, где в предмете (домик, машинка) вырезаны отверстия разной формы и имеются соответствующие кубики. Суть игры заключается в том, что ребенку называют любую ёмкость: коробок, банка, ведро, бассейн, и букву. Затем называет на загаданную букву предметы, которые поместятся в соответствующий объём. В итоге ребенок учиться мыслить абстрактно, сравнивая форму и размеры в уме.

Для лёгкого варианта предмет даётся ребёнку в руки, а сопутствующий инвентарь раскладывается рядом. Буквы в этом случае не загадываются. В коробку ребёнок помещает все подходящие предметы и проговаривает их название вслух. Младшим детям легче сопоставить предметы между собой, оценивая их наглядно. Для дороги идеальным будет вариант с дорожной сумкой, портфелем, бутылкой и предметами, окружающими детей вокруг. Например, в бутылку для воды можно посадить муху, а в рюкзак положить 100 бутербродов.

Найди лишнее

Можно играть с детьми, начиная с пятилетнего возраста. Произносится цепочка слов, одно из которых не подходит по смыслу: «помидор – огурец – перец – яблоко – морковь». Ребёнок называет лишнее и объясняет почему: «яблоко – фрукт, все остальное овощи». Игра помогает развить логическое мышление, внимание и речевой слух.

Я вижу что-то...

Замечательная увлекательная игра для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Идеальный вариант как для дороги, так для места прибытия. Дети вместе с ведущим внимательно рассматривают окружающие их предметы: дерево, жук, солнце, фара автобуса, лужа, дырка на сиденье. Затем ведущий загадывает в уме предмет и говорит: «Я вижу что-то» и перечисляет признаки предмета. Например снег за стеклом. «Я вижу что-то белое, холодное. Я вижу что-то, что может падать с неба, таять, с чего можно слепить снеговика». Дети отгадывают, кто правильно назвал – становиться ведущим. Предметы должны придумываться соответственно возрасту. Игра формирует внимание и наблюдательность.

Караван

Игра, направленная на развитие памяти, подходящая детям после 5-6 лет. Играет неопределенное количество детей. Перед началом игры определяется тема, например «автомобили». Первый ребенок называет машину «КАМАЗ», второй должен назвать первую и добавить свою: «КАМАЗ – трактор», и так далее по цепочке. Суть игры – называть все слова, не пропуская ни одного. Например: 1-ый «КАМАЗ», 2-ой «КАМАЗ – трактор», 3-ий «КАМАЗ – трактор – экскаватор».

Помните: детей в дороге можно завлечь не только современными гаджетами, но и весёлыми словесными играми. Они окажут огромную пользу в формировании логики и помогут развить другие полезные навыки, которые пригодятся по жизни. Многообразие существующих устных игр позволяет найти подходящую для конкретной ситуации и возраста. Поняв суть игр, возможно придумать новую, свою игру, которая идеально подойдёт для конкретного ребенка, ведь все дети разные.