Сегодня Федеральная служба исполнения наказаний обнародовала статистику относительно численности и состава находящихся с местах заключения граждан – и выяснились удивительные вещи. Оказывается тюремное население в стране составляет в настоящий момент 467 тысяч человек, что является наиболее низким показателем за всю ее историю. В то же время нам со всех интернет-углов постоянно рассказывают про какой-то особенно репрессивный характер российской пенитенциарной системы. Так почему же происходит такой глобальный перекос в сторону критики отечественной системы исполнения наказаний и где та грань, за которой кончается правозащита и начинается отработка иностранных методичек?
Начать стоит с того, что по старой, но далеко не доброй традиции отечественных либеральных журналистов российская система исполнения наказаний все время как бы подспудно сравнивается со сталинским ГУЛАГом. Если почитать соответствующие заметки на рукопожатных ресурсах, то может сложиться такое впечатление, что мы живем чуть ли не в разгар очередного витка Большого Террора и со дня на день за честными правдорубцами приедет черный воронок и увезет их сначала на Лубянку, а потом по этапу в Сибирь (да и то, если повезет и тебя сразу злые чекисты не расстреляют в подвале какого-нибудь мрачного каземата). Все эти инсинуации, будучи порожденными определенным типом мышления и политическим и идеологическим бэкграундом либеральной публики не были бы чем-то выдающимся, однако все это в той или иной мере воздействует на общественную атмосферу. Атмосфера эта в итоге становится крайне токсичной, причем не только для пенитенциарной системы, но и для всего пула правоохранительных органов.
Вопросов нет – реформировать систему колоний, тюрем и следственных изоляторов в России необходимо. Последние скандалы вокруг поедающего крабов и черную икру убийцы, участника печально знаменитой Кущевской резни Цеповяза поднимают вопрос о том, что систему ФСИН необходимо постоянно подвергать чисткам и перетряскам, иначе спайка тюремной администрации и криминального мира будет только нарастать. Однако когда нам рассказывают страшные сказки о каких-то буквально тоталитарных посадках в стране и реинкарнации ГУЛАГа, то смотря на последние данные службы исполнения наказаний становится понятным, что все это банальная ложь.
Когда нам рассказывают про какой-то особенно жесткий обвинительный уклон в российской судебной системе, то как-то забывают о том, что по сравнению с прецедентной англосаксонской системой у нас существенно усилено предварительное следствие и те бела, которые в США или Великобритании развалились бы в зале суда у нас просто разваливаются на стадии следствия, или, что гораздо более вероятно, до этого даже не доходят, по причине другой, более тщательной системы проработки доказательств. Таким образом, при всех проблемах и недочетах, отечественную пенитенциарную систему не стоит демонизировать – по многим показателям, включая количество находящихся в колониях заключённых, мы улучшаем показатели.