Найти тему
Известия

Все в курсе: лидеры Евросоюза не отклонились от санкций против России

В первый день саммита Европейский совет сфокусировался на обострении в Керченском проливе и соглашении по Brexit.

Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw
Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw

Евросоюз на полгода продлил экономические санкции в отношении России. Однако он отказался от новых мер из-за инцидента в Керченском проливе, ограничившись заявлением по ситуации в Черном море. Такими итогами завершился первый день саммита ЕС, который проходит 13 и 14 декабря в Брюсселе. В Совете Федерации «Известиям» заявили, что за четыре года санкции никак не повлияли на позицию Москвы и не смогут изменить ее в будущем. Вместе с тем Россия готова и хочет сотрудничать с Европой, однако это возможно лишь на равных условиях. В центре внимания участников саммита оказался и Brexit, который еще накануне был под большим вопросом из-за грозившего премьеру Великобритании Терезе Мэй вотума недоверия.

Ни Москве, ни Киеву

За четыре года пролонгация антироссийских санкций для Европейского совета стала привычной процедурой: с 2014-го на каждом саммите лидеры ЕС методично продлевают ограничения. Сегодня большее удивление вызвала бы их отмена. Она могла бы нарушить логику нынешних отношений Москвы и Брюсселя.

На этом саммите речи об отмене не шло. Более того, накануне обсуждалась перспектива новых европейских рестрикций из-за провокации Киева 26 ноября в Керченском проливе. И хотя отдельные страны ЕС настаивали на ужесточении мер, ключевые экономики союза посчитали, что на обострение с Москвой идти не стоит. Как рассказал «Известиям» источник в европейских дипломатических кругах, Берлин и Париж выступили против подобных резких шагов. Тем не менее лидеры выразили «крайнюю обеспокоенность» произошедшим и призвали Москву немедленно освободить задержанных украинских моряков, которые минимум до конца января будут содержаться в одном из московских СИЗО.

Корабли ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков
Корабли ВМС Украины, задержанные пограничной службой РФ за нарушение государственной границы России. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

От уже имеющихся ограничений европейские страны не отказались. Еще накануне саммита канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Берлин проголосует за их пролонгацию, ведь Минские соглашения до сих пор не выполнены. Позднее глава Евросовета Дональд Туск подтвердил, что решение о продлении санкций было принято в том числе и по этой причине. 

В России эта новость удивления не вызвала. Как рассказал «Известиям» первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров, санкционная политика других стран не влияет на российскую позицию.

— Вся Европа понимает, что в Керченском проливе Украина устроила провокацию: на это сдержанно отреагировали Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, — заявил «Известиям» сенатор. — Мы однозначно выступаем за улучшение отношений. Евросоюз был и должен остаться нашим партнером. Но это должны быть равноправные отношения, без политики сдерживания или каких-либо санкций. Чем быстрее эти отношения восстановятся, тем будет лучше для всех стран Европы.

Его мнение разделяет член комитета немецкого бундестага по международным делам Вальдемар Хердт («Альтернатива для Германии»). По словам политика, скорой отмены санкций ожидать не стоит, однако надежда на выравнивание отношений Брюсселя и Москвы всё же существует.

— Надо быть реалистами и понимать, что санкции — это программный проект, который призван разрушить отношения России и Евросоюза. Надеяться на их быструю отмену не стоит. Поэтому нам надо активнее действовать в тех сферах, на которые меры не распространяются, чтобы со временем ограничения стали рудиментом, — сказал «Известиям» политик. — Со стороны депутатского корпуса мы готовы сделать всё, чтобы ситуация как минимум не усугублялась. Что касается позиции ФРГ, то сегодня Германия проводит сдержанную политику и склоняется к нейтральной позиции, которую она должна была занять уже давно.

Никаких гарантий

Другим пунктом повестки стала сделка по Brexit. Накануне саммита Тереза Мэй столкнулась с голосованием о вотуме недоверия, который инициировали ее однопартийцы из-за неустроившего их соглашения по выходу Британии из ЕС. Мэй удалось удержаться на посту премьера. Сейчас препятствием на пути к Brexit стоит голосование в британском парламенте. Чтобы избежать провала сделки в палате общин, Тереза Мэй перенесла процедуру на неопределенный срок.

В четверг она приехала в Брюссель, чтобы дополнительно обсудить в Евросовете наиболее проблемный пункт сделки — режим «бэкстоп» по границе Северной Ирландии и Ирландской Республики. При выходе Британии из ЕС Северная Ирландия, будучи частью Соединенного Королевства, автоматически перестает участвовать в Евросоюзе, в то время как Ирландия остается членом объединения. Чтобы избежать конфликта из-за восстановившейся границы, Лондон и Брюссель решили, что в переходный период (он продлится минимум до начала 2021 года) Британия останется в Таможенном союзе ЕС. Если до конца периода вопрос не решат, страна останется в этом союзе навсегда, то есть фактически Британия будет членом Евросоюза без права голоса.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй на саммите лидеров Европейского союза в Брюсселе. Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй на саммите лидеров Европейского союза в Брюсселе. Фото: REUTERS/Piroschka van de Wouw

В планах Терезы Мэй было получить от Евросовета гарантии, что европейские лидеры в ближайшие годы альтернативу «бэкстопу» все-таки найдут. Выступая в парламенте за день до саммита, она объявила, что у Брюсселя такая воля есть. 

Тем не менее на саммите официальных гарантий британскому премьеру никто не дал. На специальном заседании лидеры обсудили, как облегчить ратификацию соглашения в Британии, однако о юридически обязательных нормах речи не шло. Лидеры в один голос заявили, что готовы предоставить разъяснения по некоторым пунктам соглашения и могут обсудить будущее двусторонних отношений, однако пересматривать документ наотрез отказались.

В итоге Тереза Мэй оказалась меж двух огней: с одной стороны Евросоюз, категорически отказавшийся что-либо менять, а с другой — недовольная палата общин, в которой большинство депутатов слова премьера о гарантиях ЕС, похоже, не убедили. Режим неопределенности продлится максимум до 21 января 2019 года: именно эту дату Тереза Мэй обозначила как крайний срок для судьбоносного голосования в парламенте.

Нажмите "Понравилось" - мы будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи для вас будут попадаться чаще
Поделитесь с друзьями - это может быть интересно другим!