Задание № 20 похоже на задание № 19, только оно больше. То есть принцип его выполнения тот же самый: центры – части – циферки – знак как итог.
Правда, есть в нем некоторые тонкости, но об этом позже.
Что проверяют в этом задании?
Умение расставлять знаки в сложных больших предложениях и понимать их смысл. Это чисто практические навыки, потому в сущностные аспекты постановки знаков в русском языке я углубляться не буду, сосредоточусь на практике.
Иногда я называю это задание сто пятидесятым китайским: решается оно просто, но почему-то мои одиннадцатиклассники напрочь забывают алгоритм решения, хотя с момента изучения прошло два года. Потому освежайте его знание где-нибудь поближе к экзамену, где-нибудь недели за две-три.
Как действовать?
Опять считать центры, определять границы частей, средства связи и расставлять запятые.
Попробуем.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленнопополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Центры: звонок прозвучал, занавес дрогнул и пополз, публика увидела, стены задрожали, всего их 4.
Части:
- после того как прозвучал третий звонок, средство связи – союз после того как;
- занавес дрогнул и пополз вверх;
- как только публика увидела своего любимца; средство связи – союз как только:
- стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
(1)После того как прозвучал третий звонок(1) (2)занавес дрогнул и пополз вверх(2) и (3) как только публика увидела своего любимца (3) (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков (4).
Вот теперь разберемся, что к чему цепляется.
1-е присоединяется ко 2-му в качестве придаточного времени, 3-е – к 4-му тоже как придаточное времени. Таким образом, у нас два главных и два придаточных, среди которых однородных нет, потому запятые ставятся по границам частей, а союз И связывает две части (главное + придаточное) сложного предложения с разными видами связи.
Ответ: 1,2,3,4.
Еще немного о тонкостях русского языка
Как видите, чтобы правильно расставить знаки в предложениях с разными видами связи, достаточно уметь считать. Другое дело – предложения с несколькими придаточными.
В таких предложениях надо обратить внимание на две вещи: стечение союзов и однородные придаточные.
Например, когда растут в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи… В этом предложении два придаточных времени, причем во втором опущен союз. Так как придаточные выполняют функцию второстепенных членов предложения, то и ведут они себя так же, если оказываются однородными. Если они соединены союзом И, то запятая между ними не ставится.
Вторая проблема – стечение союзов.
Утром нам сообщили, что, если к вечеру погода не испортится, самолет вылетит в пункт назначения.
Посчитаем: (1) Утром нам сообщили(1) (2) что (2) (3) если к вечеру погода не испортится (3) (2) самолет вылетит в пункт назначения (3).
Видите, один союз относится к одному придаточному, в которое «вставлено» второе. Разные части – разные знаки!
Но! Есть одна тонкость. Она в следующем: если после 3-й части есть указательное местоимение ТО, запятая между союзами НЕ СТАВИТСЯ!
Вот так: утром нам сообщили, что если погода к вечеру не испортится, то самолет вылетит в пункт назначения.
Это и надо учитывать.
Как видите, не очень сложно. Залог успеха в этом задании – внимательность и расчет, дружба между математикой и русским языком.
Источник - сайт http://samarus-school.ru