Найти тему

Задание № 20 [ЕГЭ по русскому языку 2019]: хорошо забытое старое?

Задание  № 20  похоже на задание № 19, только оно больше. То есть принцип его выполнения тот же самый: центры – части – циферки – знак как итог.

Правда, есть в нем некоторые тонкости, но об этом позже.

Что проверяют в этом задании?

Умение расставлять знаки в сложных больших предложениях и понимать их смысл. Это чисто практические навыки, потому в сущностные аспекты постановки знаков в русском языке я углубляться не буду, сосредоточусь на практике.

Иногда я называю это задание сто пятидесятым китайским: решается оно просто, но почему-то мои одиннадцатиклассники напрочь забывают алгоритм решения, хотя с момента изучения прошло два года. Потому освежайте его знание где-нибудь поближе к экзамену,  где-нибудь недели за две-три.

Как действовать?

Без примера ничему не выучишься.
Ян Амос Коменский
Без примера ничему не выучишься. Ян Амос Коменский

Опять считать центры, определять границы частей, средства связи и расставлять запятые.

Попробуем.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленнопополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

Центры: звонок прозвучал, занавес дрогнул и пополз, публика увидела, стены задрожали, всего их 4.

Части:

  • после того как прозвучал третий звонок, средство связи – союз после того как;
  • занавес дрогнул и пополз вверх;
  • как только публика увидела своего любимца; средство связи – союз как только:
  • стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

(1)После того как прозвучал третий звонок(1) (2)занавес дрогнул и пополз вверх(2) и (3) как только публика увидела своего любимца (3) (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков (4).

Вот теперь разберемся, что к чему цепляется.

1-е присоединяется ко 2-му в качестве придаточного времени, 3-е – к 4-му тоже как придаточное времени. Таким образом, у нас два главных и два придаточных, среди которых однородных нет, потому запятые ставятся по границам частей, а союз И связывает две части (главное + придаточное) сложного предложения с разными видами связи.

Ответ: 1,2,3,4.

Еще немного о тонкостях русского языка

Как видите, чтобы правильно расставить знаки в предложениях с разными видами связи, достаточно уметь считать. Другое дело – предложения с несколькими придаточными.

В таких предложениях надо обратить внимание на две вещи: стечение союзов и однородные придаточные.

Например, когда растут в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи… В этом предложении два придаточных времени, причем во втором опущен союз. Так как придаточные выполняют функцию второстепенных членов предложения, то и ведут они себя так же, если оказываются однородными. Если они соединены союзом И, то запятая между ними не ставится.

Вторая проблема – стечение союзов.

Утром нам сообщили, что, если к вечеру погода не испортится, самолет вылетит в пункт назначения.

Посчитаем: (1) Утром нам сообщили(1) (2) что (2)  (3) если к вечеру погода не испортится (3) (2) самолет вылетит в пункт назначения (3).

Видите, один союз относится к одному придаточному, в которое «вставлено» второе. Разные части – разные знаки!

Но! Есть одна тонкость. Она в следующем: если после 3-й части есть указательное местоимение ТО, запятая между союзами НЕ СТАВИТСЯ!

Вот так: утром нам сообщили, что если погода к вечеру не испортится, то самолет вылетит в пункт назначения.

Это и надо учитывать.

Как видите, не очень сложно. Залог успеха в этом задании – внимательность и расчет, дружба между математикой и русским языком.

Источник - сайт http://samarus-school.ru