О том, почему в моллах уменьшаются парковки и множатся pop-up-магазины.
Сегодня формирование успешной арендной стратегии — одна из самых острых задач для торговых центров. Ретейл переживает переходный этап: растет доля онлайн-шопинга, из России ушли несколько международных брендов, покупатели все чаще рассматривают торговый центр не как место для покупок, а как пространство для отдыха, встреч и развлечений. Как оставаться интересным посетителю и выдержать усиливающуюся конкуренцию на рынке?
Сейчас изменения происходят все быстрее и чаще, и для формирования стратегии на будущее важно учитывать не только концепцию торгового центра, целевую аудиторию и зону охвата, но и влияние новых трендов.
Диджитализация и рост онлайн-продаж приводят к тому, что новое поколение потребителей становится более разборчивым, а уникальным предложение офлайн-площадок делает не продукт, а досуг и развлечения. Какие-то из этих трендов чувствуются уже сейчас, какие-то активно проявят себя в ближайшем будущем.
Не все приживется в России. Например, угроза замещения офлайн-шопинга онлайном, особенно актуальная для США, в России пока кажется незначительной. Но, чтобы победить в гонке за покупателя, важно планировать работу на несколько шагов вперед и уже сейчас применять необходимые меры.
В этом году мы обновили арендную стратегию для одного из наших проектов, ТРЦ «Охта Молл», в Петербурге на 2019-2021 год и при планировании выделили следующие тренды как наиболее важные:
- увеличение чувствительности российского рынка к макроэкономическим колебаниям и политической обстановке;
- ограничение нового строительства;
- Retailtainment как новый способ взаимодействия с посетителем;
- F&B как новый якорь (доля предложений выросла в 2 раза и достигает 15% на данный момент);
- в ТРЦ все чаще используется формат фуд-холлов и ярмарок, теперь это новый квазиякорь;
- распространение онлайн-приложений такси (UBER, GETT) и каршеринга приведет к уменьшению количества парковочных мест;
- новые проекты становятся все более специализированными и ориентированными на особую целевую аудиторию.
Часть этих трендов мы реализуем уже в следующем году.
Во-первых, мы планируем увеличить долю присутствия F&B. Также мы рассматриваем возможность реконцепции фуд-корта в фуд-холл — новый формат ресторанов открытого формата по приемлемым ценам. Главное отличие фуд-холлов от фуд-кортов — нацеленность не на скорость приготовления еды, а на ее вкусовые качества.
Во-вторых, мы планируем активно использовать формат pop-up-магазинов. Это временные точки продаж, которые могут использовать как холл ТРЦ, так и вакантные помещения. Часто магазины, проработавшие какое-то время в режиме pop-up, переходят в формат постоянных арендаторов, так как для ретейлера это способ протестировать, будет ли его предложение интересно аудитории ТРЦ.
В-третьих, мы будем постепенно увеличивать сегмент развлечений и товаров для детей, что соответствует нашей концепции торгового центра для всей семьи.
Мы считаем, что будущее уже наступило: скорость изменений увеличивается с каждым годом, а удивить покупателей все сложнее. Поэтому, чтобы сохранять к себе интерес, нужно смотреть вперед и не бояться пробовать новые форматы.