1945 год – наконец наступил тот день и час, когда советские войска вышли к границам фашистской Германии. Впереди – Восточная Пруссия и ее главная цитадель Кенигсберг. Город, который по сути являлся настоящей крепостью.
Многочисленные фортификационные сооружения вкупе с заранее подготовленными кольцами линии обороны являлись серьезной преградой для продвижения наших войск к Берлину. Было понятно, что быстро с наскока городом не овладеть и потому командование 3-им Белорусским фронтом стало основательно готовиться к штурму.
Вот что говорят ветераны о штурме Кенигсберга:
«Все окраины города были буквально напичканы нашей техникой: артиллерийские орудия, катюши, минометы, танки и самоходки. Когда наш полк подошел к городу стало понятно, что готовится что-то грандиозное. До этого нам еще не доводилось видеть такое скопление людей и техники на сравнительно небольшом участке фронта.
Чувствовалась мощь нашей армии, но этот город был настоящим крепким орешком. Мы несколько раз пытались пробиться в сам город, но сильный заградительный огонь немцев отбрасывал нас назад. Мало того, что перед городом стояли бастионы, из которых немцы долбили нас из пулеметов и артиллерийских орудий, так еще весь пригород был напичкан дотами, дзотами и минными полями. Поэтому сначала нужно было зачистить окраины, а уже потом приступать к штурму.»
Это уже был не 41-й год. Советская армия за годы войны накопила немалый боевой опыт и отлично знала тактику противника. Чтобы исключить напрасные потери и добиться наибольшей эффективности было принято решение о формировании специальных штурмовых групп. Помимо стрелкового оружия каждая группа оснащалась огнеметами и подрывными средствами.
Перед началом операции немецкому командованию предлагали сдаться, но это предложение было отвергнуто. И 6 апреля после многодневной артподготовки наши войска приступили к взятию бастиона. Всего за 4 дня упорных боев город был взят нашими войсками. Крепость пала и враг был окончательно деморализован. До долгожданной победы оставалось меньше месяца.