Найти в Дзене
Ольга Санникова

Дом, который построил Джек

Последний фильм Ларса фон Триера не оставит равнодушным никого.

Хотя бы потому, что это жестокое кино с кровавыми сценами насилия о серийном маньяке, убивающем женщин, мужчин и детей. Для одних - это что-то типа ужастика про ненормального маньяка, для других, более глубоких людей - фундаментальная, масштабная картина о человечестве, его поисках, грехах, перверсиях, душе, аде и рае на примере Джека и дома, который он пытается строить.

Первые будут плеваться и никогда никому не посоветуют ленту к просмотру - в лучшем случае, в худшем - напишут жалобу в Госкино :). Вторые будут регулярно пересматривать, всякий раз находя что-то новое, еще более глубокое и психологичное.

Фон Триер превзошел самого себя, обыграв "дом (читай, крепость и надежное укрытие) - материал, из которого главный герой строит этот дом (не скажу, смотрите фильм) - и собственно главный герой Джек" - мужчина средних лет с диагнозом Обсессивно-компульсивное расстройство, а также массой других недостатков, которые Джек отлично осознает - как то самолюбование, психопатия, болезненная склонность к идеальной чистоте.

За весь фильм (2,5 часа) нам не разу не покажут настоящее жилище Джека, а лишь землю, где он строит дом, комнату, где он строит макет дома и вырезает из газет фото своих жертв, и огромную холодильную камеру, где хранит трупы.

-2

1. ДОМ.

Джеку досталась в наследство земля и деньги. Он хочет построить дом. Вот только никак не получается, его каждый раз не устраивает материал - деревянную, пеноблочную и бетонную конструкции он в итоге отвергает, и все это барахло сравнивает с землей бульдозер. Аж три раза. Так что для Джека дом? И что же не нравится Джеку?

-3

2. МАТЕРИАЛ.

Именно материал не нравится Джеку. Все не то. Неинтересно, скучно, безжизненно. А что интересно? Люди. То есть безжизненные люди. То есть трупы. Вот это совсем другое дело - такой материал уникален. Поэтому он и фотографирует своих жертв уже после смерти и очень любит именно негативы - на них все в таком цвете, в каком и должно быть - белое это черное и наоборот. Поэтому он хранит трупы в холодильнике - они не разлагаются. (Но сам Джек поймет, что это и есть его идеальный материал для дома, только в самом конце фильма, и то не сам - Вердж подскажет). Тут параллели с вином, а точнее с технологией приготовления айс вайна из замерзших на несколько ночей гроздей винограда и других. Почему и человека нельзя также хранить? Ведь получается хороший материал. Джек очень прогрессирует от первого инцидента к пятому (в фильме показаны пять инцидентов, случайно выбранных Джеком для рассказа). В самом начале он как будто и не хочет убивать героиню Умы Турман, как будто она сама его подтолкнула глупыми рассказами о серийных маньяках и "мама говорила не садиться к незнакомцу в машину". Более того, она не завуалированно флиртует с Джеком. И лишь когда называет его "слабохарактерным слизнем" получает домкратом (по-английски домкрат - jack:) по голове. А вот пятый инцидент, последний в карьере Джека, совсем другой. Его больше не заботят людишки, он ничего не стесняется, он убивает вообще всех подряд, включая полицейского как помеху, потому что ему очень надо к себе в холодильник, чтобы поставить эксперимент с пулей. И надо срочно, пока люди в морозильной камере не сдохли от переохлаждения, они нужны ему живыми, иначе эксперимента не получится. Он так одержим, что бросил полицейскую машину с включенной сиреной прямо у входа в свой холодильник. Получится ли эксперимент? Не скажу, смотрите кино. Но факт на лицо - Джек очень меняется, "растет" за время подготовки материала для дома.

-5

3.ДЖЕК.

Психопат с глубокими душевными расстройствами. Очень хочет построить дом. Архитектор и инженер. Из-за нарциссизма не может молчать о своих убийствах: посылает в местную газету фото жертв за подписью Mr. Sophistication (мистер Изысканность). Развешивает фотовырезки своих жертв из газет вокруг зеркала, изображает их. Обожает гениального пианиста Гленна Гульда - сквозь весь фильм репетиции этого мастера проходят красной лентой, он стремится к совершенству игры на инструменте. И Джек тоже по-своему стремится к совершенству. Любит притчу о тигре и агнце - и тот, и другой нужен миру. Один олицетворяет хищность и жестокость, второй навсегда увековечен в искусстве как символ чистоты и жертвы. Сравнивает себя с человеком под фонарем - именно там минимальная тень, и человек оно самое и есть. А потом по мере удаления от фонаря к другому фонарю увеличивается тень, и увеличивается еще и еще, и к моменту, когда Джек условно "подходит" к следующему фонарю - он снова убьет кого-то. Тень - сомнения, истощение чувства самоудовлетворения, увеличивающаяся жажда снова стать самим. Джек - талантливый актер Мэтт Диллон.

-6
-7

Что же в конце? Вечность. Ад и рай. Огонь и холод. Жизнь и смерть. Тень и свет. Душа и тело. Двойственность в недвойственности (ибо все - части одного целого), которая так нравится Джеку. Которая жизненная позиция Джека. Которая Джек и есть. И Ларс фон Триер тоже - он этим фильмом все сказал. Точка.

PS Дом Джек построил. Какой - смотрите сами.