Вычурный вестерн, сюжет которого в большей степени тянет на сериал
Текст Александр Кондуков
Наполовину вестерн, наполовину черная комедия от французского режиссера Жака Одиара, который до этого в области юмора себя столь масштабно не проявлял. Действие развивается в середине 19-го века в штате Орегон, где дуэт киллеров-братьев по фамилии Систерс (Джон Си Райли — старший, Хоакин Феникс — младший, более отмороженный и вдобавок лидер объединения) выполняет разные кровавые задания.
Работают братья на некоего глобального всеамериканского злодея Командора (Рутгер Хауэр) — менеджера киллеров, который определяет им новое дело — выбить формулу реагента из химика-энтузиаста (Риз Ахмеди). При помощи химиката можно найти в реке самородки. Однако, для начала усатого миниатюрного мужчину еще и надо найти, в чем может помочь очень благообразный детектив Моррис (Джейк Джилленхол).
Интересно, что параллельно с русской премьерой картины состоялся релиз «Баллады Бастера Скраггса» Итана и Джоэла Коэнов. Это тоже вестерн, только составленный из нескольких новелл разной длины и душераздирающий по содержанию. Создан он был только для киноманов, готовых упиваться нарциссизмом создателей. «Братья Систерс» при всех своих арт-хаусных корнях — это все-таки people's choice. Картина является легко усваиваемым продуктом, вам будет не стыдно (в отличие от продукции Коэнов), что вы ее посмотрели. Да, подано все было немножко длинновато в последней трети и возникло немного патоки в финале, но в целом вполне духоподъемно и динамично. Любителям лошадей смотреть не стоит — в фильме скаковым животным достается к месту и не к месту.
Ревизионистский вестерн — это не новый формат. Еще со времен «Непрощенного» Клинта Иствуда кинематографисты умудрялись искать в консервативном жанре новые элементы выразительности. Но таких фильмов, где герои убивают, руководствуясь исключительно чувством вины, еще вроде бы не было. И Жак Одиар исправляет эту оплошность.
Есть и конкретные причины для того, чтобы посмотреть и запомнить этот фильм.
1. Операторская работа Бенуа Деби. В целях экономии средств пейзажи Орегона, а также побережье Калифорнии снимали в Испании и Румынии. Впрочем, на размахе и красоте боевых сцен это никак не сказалось. «Братья Систерс» с точки соблюдения баланса красоты и брутальности выдерживают сравнения с образцами жанра, на которые Жак Одиар ориентировался в англоязычном дебюте. Это и «Сокровища Сьерра-Мадре», и «Маккейб и миссис Миллер». При этом легкая дистанция с происходящим говорит о том, что основная идея Одиара состояла не в том, чтобы брать брутальностью, а в показе человеческого зоопарка.
2. Люди-инвалиды. Вестерны, как правило, рассказывают про ущербных людей, которым снимают скальпы и которых отчаянно жалят слепни, москиты и пули. «Братья Систерс» — не исключение. Одиар с готовностью демонстрирует человеческие пороки во всех проявлениях, и страсть ветерана в этом отношении поддерживают представители крупнейших кинофестивалей. «Братья Систерс» получили приз за режиссуру в Венеции, и при всей старомодности жанра в этом видится послание коллегам Одиара: не жалейте людей на экране, в жизни все еще хуже.
3. Гуманизм Одиара. В основе картины лежит книга Патрика Де Витта 2011 года, но в интересах киногуманизма, которые на протяжении карьеры убежденно защищает Жак Одиар («Смотри, как падают люди», «Пророк») сюжетная канва была здорово перелопачена и подогнана под интересы режиссера. Главный из них — демонстрация животных инстинктов в диких условиях, проявление которых постепенно отсекает от человека лишнее (это может быть алкоголь или рука, которая без конца нажимает на курок пистолета) и делает его не зверем, а мыслящим существом. Сцена с шалью, которую бережно хранит герой Джона Си Райли, — готовый учебник по режиссуре Одиара, полной парадоксов и очень человечной. Неудивительно, что два полубезумных киллера идут к мысли о завязке — они становятся слишком умными для своей работы.
4. Быстрое прощание. Фантазия у авторов ленты столь сильно фонтанировала, что фильм оказался перегружен персонажами второго плана. Приятно, что Одиар не стал утруждать себя изготовлением сюжетных линий вокруг каждого из них, что позволило сохранить тайну в плане мотивировок. А они, на самом деле, напрашиваются, потому что люди в ленте действуют как на войне: быстро, нелогично и с большим количеством телесных повреждений. В один их моментов у героя Джона Си Райли внезапно идет носом кровь — и это никак в дальнейшем не отыгрывается. Зачем это сделано? Вполне вероятно, чтобы продемонстрировать незначительность подобного дефекта организма для могучего тела героя вестерна, озабоченного проблемами поважнее.
5. Отсутствие индейцев. Одиар полностью исключил коренных американцев из разборок белых людей, а героев — кроме персонажа Джейка Джилленхола — заставил говорить на обычном современном английском. Таким образом, история отчасти и про бремя белого человека, так что в Америке при желании в вестерне Одиара можно найти десятки потаенных смыслов.
Четыре принципиальных персонажа в фильме дают возможность пофантазировать на тему того, сколь разные люди затронуты коррупцией, жестокостью и тотальной жаждой наживы. При этом в истории имеется своеобразный и ощутимый юмор, а финал и вовсе наполнен идеализмом.
Подобные парадоксы делают фильм стопроцентной картиной 21 века: он снят по всем канонам вестерна — с закатами и панорамами, но при этом абсолютно современен по содержанию. Именно это строение «Братьев» позволяет картине оставаться интригующей и для повторных просмотров.