Нынешний темп жизни поражает своей стремительностью — большинство людей торопится поступить в университет сразу после окончания школы, а после получения диплома выпускники обычно сразу бросаются строить карьеру. Иногда подростки берут так называемый «gap year» — один академический год, взятый бывшим школьником перед поступлением в ВУЗ. Однако с недавних пор в западных странах становится популярной идея о том, чтобы брать gap year в зрелом возрасте, когда ты уже давно нигде не учишься. Почему это может быть полезно — рассказываем на примере истории Кэролайн Харпер, которая на четвертом десятке внезапно оказалась безработной, решила бросить карьеру и начать путешествовать. Это история о том, как ей удалось изменить всю свою жизнь в течение одного года.
Кэролайн Харпер нежно любила свою работу. Она занималась переговорами по большим контрактам в нефтегазовой промышленности. Все эти интриги, сложнейшие стратегии, как в Игре Престолов, приводили ее в восторг: бессонные ночи в раздумьях над следующим ходом, и каждые переговоры — сложнейший тест на стойкость, интеллектуальная схватка с противником.
Но в феврале 2002 года компания продала ту часть бизнеса, с которой работала Харпер, — и ее сократили.
Ей было уже за сорок, и она могла использовать свои связи, чтобы найти похожую должность в другой фирме. А могла, получив хорошее выходное пособие, взять перерыв и расслабиться где-нибудь на пляже. Но она приняла неожиданное решение — взять gap year.
В России gap year обычно называют академическим годом, потому что популярен он в основном у молодежи. Те, кто закончил школу, но еще не определился, что делать со своей жизнью дальше, уходят в годовой отпуск, чтобы все обдумать и пожить самостоятельно. «Я работала всю жизнь и академический год перед университетом не брала, — рассказывает Харпер. — Я подумала: съезжу, посмотрю мир».
Она адаптировала идею gap year под себя — решила отдохнуть шесть месяцев, потом поработать немного консультантом, подкопить еще денег и опять уехать на полгода.
Была у Харпер и другая причина уехать. Оба ее родителя умерли относительно молодыми: отец — в 64 года, мать — в 56. «Они надеялись, что выйдут на пенсию и тогда наконец смогут попутешествовать, но не дожили до всего этого. А вот у меня был шанс. Обычно у людей есть либо свободное время, либо деньги, а мне посчастливилось иметь и то, и другое, и я подумала: у меня есть возможность, здоровье, нет никаких обязательств. Почему бы и нет?»
Так какие причины могут быть для того, чтобы взять gap year, когда вы уже давно закончили школу и университет? Их достаточно много, хотя и стоит помнить о том, что для принятия этого решения нужна определенная финансовая обеспеченность и уверенность в завтрашнем дне.
Причина 1: Вы увидите страны, о которых всегда мечтали
Харпер не пришлось долго выбирать, куда поехать: она просто вспомнила, какие места рисовала себе в воображении всю жизнь. Это были по большей части природные объекты и археологические находки: Мачу-Пикчу в Перу, Амазонка, Галапагосские острова, Египет, Запретный город в Пекине и терракотовая армия.
Больше всего ей запомнились три недели в Антарктике, где она проходила маршрут британского исследователя Эрнеста Шеклтона, прошедшего 100 лет назад четыре антарктические экспедиции. «Это просто волшебно, все эти пингвины, тюлени, киты… Однажды начался ураган, нам пришлось прятаться за айсбергом. Мы были на большом исследовательском судне с гидролокатором и GPS, но было очень страшно. Я все представляла, а каково в таких условиях на простой шлюпке? Каково вести за собой людей через вот это все?» Это был невероятный опыт, который встряхнул ее и заставил выйти из зоны комфорта.
Причина 2: Вы откроете в себе таланты, о которых никогда не подозревали
Харпер знала, что делает ее незаменимым специалистом в ее области: знание физики и энергетики, владение «юридическим» языком и талант вести переговоры, сопряженные с огромным стрессом. Но во время путешествий она начала замечать у себя качества, на которые раньше не обращала внимания. «Я обнаружила, что прекрасно анализирую свои действия и нахожу ошибки, когда что-то идет не так. И еще поняла, что я гораздо впечатлительнее, чем думала. Моя карьера всегда была сконцентрирована на Великобритании, и раньше меня это не беспокоило. Но сейчас я осознала, как сильно ограничивала свой мир. Теперь я хотела чего-то более… международного».
Харпер обнаружила, что удивительно хорошо ладит с новыми людьми. «Я свободно общалась с жителями пакистанской деревни — так же, как раньше общалась с директорами огромных корпораций».
Причина 3: Вы поймете, что заставляет вас двигаться
В путешествии Харпер было несколько моментов, заставивших ее задуматься о жизни и многое переосмыслить. Однажды в Китае ей случилось наблюдать прокаженных, просящих милостыню на улицах.
«Вы видите такие вещи в документальных фильмах, но когда вы сталкиваетесь с ними в живую, все совсем иначе. Вы осознаете, что большая часть населения земли живет совсем не так, как мы в своих благополучных странах. Это произвело на меня огромное впечатление».
Она поняла, что хочет сделать что-то, чтобы помочь людям, а не ради выгоды.
Причина 4: Вы заметите в своей жизни что-то, чего раньше не замечали
После смерти отца Харпер пошла в библиотеку — вернуть одолженные им книги. Когда она их открыла, оказалось, что шрифт в них очень крупный — она знала, что зрение ее отца в его последние годы сильно упало из-за диабета, но, похоже, не представляла себе, насколько. Ее дядя тоже боролся со слепотой: после того, как он принял лекарство от артрита, у него возникли проблемы с сетчаткой и он перестал видеть.
Она могла наблюдать, как проблемы со зрением повлияли на обоих мужчин: «Для моего отца это была потеря независимости, которая привела к депрессии. И на брак моих тети и дяди болезнь тоже повлияла: тетя из жены превратилась в сиделку. В то время медицина еще не продвинулась так далеко, и для многих слепота означала конец жизни».
Сама Харпер близорука и полностью зависит от очков и контактный линз. «Я без них даже верхнюю строчку у окулиста не вижу», — объясняет она. Но она никогда не задумывалась о связи между ее случаем и историями отца и дяди, пока в конце 2004 года, ближе к концу второй половины своего gap year, не открыла газету «The Sunday Times» и не прочитала заметку о некоммерческой организации «Sightsavers», базирующейся в Великобритании. Компания которая искала нового исполнительного директора.
«Когда я прочитала объявление, то сразу поняла, что им нужна я. Что я хочу этим заниматься».
Причина 5: Вы будете открыты для перемен
Харпер решила, что хочет работать в некоммерческой организации. Она подала заявки в несколько подобных компаний и связалась с агентами по найму, с которыми уже работала раньше. Они ее не поддержали — «Один даже сказал, что я уже слишком стара, чтобы так резко менять карьеру».
И все же Харпер не потеряла надежду и подала заявку в «Sightsavers». Она полагала, что ее проницательность, способности в логистике и умение находить подход к людям организации пригодятся. И не ошиблась. После нескольких интервью она наконец получила должность своей мечты — работу ради цели, а не прибыли, да еще и связанную с поездками за границу,.
«Когда я рассказывала знакомым, что присоединяюсь к команде «Sightsavers», все мои товарищи из бизнеса говорили, что в благотворительности мне не понравится и что жить я на такую маленькую зарплату не смогу. А все специалисты из благотворительности говорили: «О боже, они наняли женщину из бизнеса? Да она же наверняка злая и гонится только за деньгами!»
И только проработав немного на новом месте, Харпер поняла, что люди по обе стороны баррикады несправедливы в отношении друг друга. «И тем, и другим нравится быть успешными и поддерживать друг друга. Разница только в конечном результате: получаешь ты огромную прибыль или помогаешь человеку вернуть зрение?»
Причина 6: Вы поймете, что никогда не поздно попробовать что-то новое
За 13 лет работы в «Sightsavers» Харпер удалось расширить область, в которой работает ее организация. Теперь компания представлена в 30 странах и, помимо всего прочего, научилась лечить трахому. Харпер верит, что ее, в течение тысяч лет лишавшую людей зрения, все-таки можно победить.
Недавно она выступление на TED со своими идеями о том, как побороть это заболевание.
И хотя gap year Харпер остался очень далеко — прошло уже больше десяти лет — этот невероятный опыт все еще помогает ей искать новые направления и возможности. Она вспоминает, что, когда ей было пять лет, ее семья отправилась в Британский музей смотреть на сокровища Тутанхамона. «Мы простояли в очереди много часов, чтобы их увидеть. Я была потрясена». Это чувство и привело ее в конце концов в Египет во время того памятного отпуска.
«Это все еще поражает мое воображение. Я подумываю о том, чтобы, когда закончу работать с «Sightsavers», снова вернуться туда и получить археологическое образование».
Харпер больше не боится больших перемен.
Автор: Жанна Нейгебауэр
Оригинал статьи: https://hydraweb.ru/gap_year/