В России изучение анатомии вначале тоже встретило серьезные препятствия.
Первый русский университет был открыт в Москве в 1755 году, Медико-хирургическая академия в Петербурге в 1798 году, а в 1804 году Харьковский и Казанский университеты.
Русское правительство внимательно следило за университетами, опасаясь развития вольнодумства. У духовенства были свои опасения: в университетах насаждалось безверие.
В последние годы царствования Александра I особенно подозрительным казался недавно открытый Казанский университет. Для обследования было послано из Петербурга доверенное лицо с большими полномочиями. Доверенный сановник обследовал все факультеты и просил у царя разрешения „публично разрушить” университет. Велено было не разрушать, а исправить. Началось "исправление". Досталось и медицинскому факультету.
Ректору университета было приказано "принять все возможные меры, дабы отвратить то ослепление, которому многие из знатнейших медиков подверглись от удивления превосходству органов и законов животного тела нашего, впадая в гибельный материализм".
Сановник из Петербурга недаром пользовался доверием царя. Он сразу понял, откуда шла опасность. "Материализм" Вот к чему вело изучение анатомии. Анатомический театр и музей были закрыты. К великому удивлению студентов и профессоров, в них началась новая, странная работа. Снимали со столов, доставали из шкафов, вынимали из банок свежие, высушенные и консервированные в спирту препараты и укладывали их в приготовленные гробы. Приглашенное духовенство совершило отпевание "рабов божиих". Потом процессия двинулась на кладбище, где и был предан земле весь анатомический музей.
Анатомию стали преподавать по рисункам и "на платках", примерно таким образом: профессор доставал откуда-нибудь случайно уцелевшую от разгрома кость и привязывал к ней свой носовой платок; потом, потягивая за него, старался объяснить студентам, где прикрепляется и как действует тот или другой мускул.
Неудивительно поэтому, что большинство хирургов того времени знали анатомию очень плохо. Создалась даже хирургическая поговорка: "Знание анатомии делает хирурга боязливым". В затруднительном случае, когда хирург, даже не зная анатомии, ощущал некоторую боязливость, он приглашал на операцию в качестве консультанта специалиста анатома. Были и хирурги которые продолжали работать не смотря на обстоятельства.
Пробелы университетского образования они пополняли самостоятельной работой над трупами. Величайший русский хирург Пирогов пишет, что за всё время учения в Московском университете он ни разу не упражнялся на трупа, и не вскрыл ни одного трупа и даже не видел ни одной сделанной на трупе операции. Величайшему русскому ученому пришлось изучать анатомию самостоятельно уже после окончания университета.
Не лучше было с изучением анатомии и за границей, куда поехал Пирогов.
С течением времени классическая, так называемая „описательная анатомия“ перестала удовлетворять хирургов.
Поэтому анатомические описания многих органов не могли полностью удовлетворить хирургов. Особенно это касалось мышечной системы. Анатомы уточнили строение, расположение и действие каждой мышцы в отдельности, Но на самом деле движения человека производятся несколькими, иногда многими мышцами, причем действие одной и той же мышцы или даже части ее, в зависимости от положения человека, резко меняется.
Для хирургов при лечении заболеваний конечностей позвоночника было важно знать именно эти сочетания действия. То же самое было необходимо и для врачебного руководства физической культурой и спортом.
Разработка этих вопросов --- заслуга русского анатома П. Ф. Лесгафта. Изучая мышцы трупа при различных положениях его, Лесгафт раскрыл сложный механизм сочетанных действий их тем положил начало анатомии мышечной системы человека. Этот совершенно новый подход оказался чрезвычайно полезным и продолжает разрабатываться до настоящего времени.
Хирургия предъявила к анатомии еще одно требование. Анатомы изучали строение организма по отдельным системам его: костной, мышечной, пищеварительной, сосудистой, нервной и другим, и рассматривали каждую из них в отдельности. А хирургам важно было знать, кроме того, строение различных частей человеческого тела, потому что операции производят не на системах тела, а на шее, тазобедренном суставе, верхней части живота и других частях тела, состоящих из элементов нескольких систем.
Создалась отдельная наука хирургическая, или топографическая анатомия, приспособленная специально к целям хирургии. Но и этого оказалось мало.
Анатомы и хирурги постоянно наблюдали случаи, когда расположение и строение внутренних органов не совпадали с той картиной; какую описательная анатомия считала нормальной. В строении человеческих организмов оказались различия, не меньшие, чем в человеческих лицах.
Анатомы до последнего времени считали эти особенности организмов "случайными" отклонениями от нормального строения и называли их вариантами, не умея понять их более глубоко.
Заслугою русских ученых, главным образом академика В. Н, Шевкуненко, является разработка этих вопросов.
На основании сравнительной анатомии животных и внутриутробного развития человеческого организма оп выявил определенные закономерности этих разнообразных и, казалось бы, "случайных" вариантов и установил крайние типы их изменчивости.
Для своих выводов В. Н. Шевкуненко использовал законы больших чисел, вариационную статистику и теорию вероятностей.
Создалась новая "типовая" анатомия, совершенно изменившая прежнее представление о" стандартном" строении человеческого тела. О помощью этих новых знаний оказалось возможным усовершенствовать оперативные доступы к различным органам и воспользоваться особенностями их строения и расположения для лечебных целей.