Найти в Дзене

Черногорская этнография

Итак, когда через некоторое время, проведенное в чужой стране, вы

становитесь знатоком особенностей и встаете на защиту местных реалий, то вы – турист-этнограф.

Очень симпатичны мне были черногорцы, которых уже во вторую поездку хотелось защищать от несправедливых наездов в разговоре с некоторыми моими соотечественниками. Потому что мои драгоценные русские туристы очень не любят прикладывать умственные усилия. Совсем молодая мадам, занимающаяся сетевым маркетингом в Питере, устроила скандал в знаменитом ресторане «Три липе», что есть во всех туристических путеводителях. Люди в очереди иногда стоят и ждут, пока освободится столик, чтобы поесть там и, видимо, потом этим похвастать.

Сетевичка так привыкла обманывать людей, что в чужую честность поверить не могла. Ей дали чек, а в чеках там даже налог проставляется, типа ндс, и вот начался хай: «Вы меня обсчитали, я это не ела». Впервые за все мои поездки я видела вспылившего серба. Это ж надо было так довести человека! Позже я ей сделала замечание, но она даже и не подумала извиниться: «А что, они же все воруют, туристов постоянно же везде обманывают». На тему обсчета: все отражается в чеке, платят только по чеку, и нет никаких «на чай официанту» – не принято. Насчет обвеса и пересортицы: порции огромные, и никогда вам хек за дораду не выдадут, ибо вы выбираете саму рыбину, и только потом ее вам испекут. Они в ресторанах не воруют – они работают и очень качественно работают. Общепит в сербских странах уникальный, это вам не здесь, где сегодняшний салат еще и завтрашний. В ресторанах ничего не оставляют на завтра, все выбрасывают. Жила я как-то рядом с рестораном «Кала лонга», так около него в часа два ночи собиралось штук 20–30 кошек, и, когда ресторан закрывался, им отдавали всю оставшуюся еду. После Черногории зашла я утром в уфимский супермаркет через минуту после открытия да, как увидела в отделе кулинарии судки с початыми вчерашними салатами, так меня мутить начало. Сербы же могут скандал устроить, даже если еда была подогрета в микроволновке, а не свежеприготовлена.

В Черногории по каким-то параметрам торговой ассоциации самый избалованный потребитель в Европе, и это сами сербы. Невероятно лояльные продавцы: могут с радостью отрезать ломтик колбасы на один бутерброд, это у них называется «слайс», взвесят ваши 15 грамм с одобрительной улыбкой. Но продавцы и в супермаркетах и в маленьких магазинчиках работают в две смены. Никто не работает, как у нас, по 14 часов, там нет рабского КЗоТа, который такое владельцам разрешает. А может, менталитет другой: когда все «брате», то разве «брат» может измываться над сестрой, у которой семья и дети, заставляя ее работать, как работают продавцы в наших «Матрицах» и «Магнитах» с 9 утра до 11вечера. То есть, когда вы начинаете понимать, из чего, из каких общегуманных ценностей сложились качества, привлекающие в данном этносе, то можно сказать, вы перешли в разряд туристов-философов.

И еще: став философом, перестаешь испытывать чувство стыда за российских невежд, уже не ассоциируешь себя с ними. Наоборот, начинаешь находить людей, которые разделяют твой образ мыслей. Современный мир, когда-то в XX веке поделили на развитые страны и все другие. Гонка не только вооружений, но и глобальное сосредоточение всех промышленных технологий казались символом успеха. США, Англия, Франция и Германия обогнали всех по доходам на душу населения, как быстроногий Ахилл. Но ХХI век внес свои коррективы: глядя на эпидемию ожирения и диаграмму заболевших диабетом, становится не важно, сколько генномодифицированных гамбургеров съедает гражданин, важно качество еды. Человек есть то, что он ест. Возникают понятие и бренд «органические продукты», ориентированные на элиту. Можно сказать, что по этому критерию все население Черногории является элитой. Мираторговские колбаски «чевапчичи», выпускаемые миллионами коробочек, даже близко не похожи на настоящие чевапчичи, которые лепятся в каждой черногорской «Мясаре»(мясной лавке) ежедневно штук по 30–40 вручную. Организовать сеть «Макдоналдс» в любой стране не проблема: построить комбинат, где делают замороженные котлеты и булочки, и даже мороженую картошку фри, провести инструктаж персонала на три часа и пару дней стажировки. Проблема в детском ожирении и эндокринных расстройствах.

А в Черногории есть свой «почти гам-бургер» – из свежей булочки-домашицы, испеченной из полезной муки-крупчатки и плескавицы из свежего фарша, приготовленной на гриле. Никаких полуфабрикатов. Сможет ли «развитая» страна повторить этот кулинарный рецепт массово и заменить все вредное полезным? Да, мы даже уже не помним, что такое крупчатка, это слово встречалось нам лишь в произведениях классиков. Да, получилось так, что отстающие страны-черепахи вроде сами собой оказались в авангарде выполнения требований современного человека к качеству жизни.

Опять же экология – чистый воздух, чистая вода, отсутствие химически опасных производств, нет шума и транспортных пробок гигантских городов-мегаполисов. То есть по изменившейся шкале ценностей XXI века жизнь в маленьком приморском городке в Черногории – это жизнь, по качеству некоторых параметров превосходящая жизнь олигархов в Москве. И, видимо, они об этом начали догадываться, интенсивно покупая недвижимость в Черногории. И особенной популярностью пользуются земли вокруг монастырей, там наши нувориши строят виллы. Будет жаль, если они испоганят пейзаж трехметровыми кирпичными и железными глухими заборами, как случилось на нашем черноморском побережье. Черногорский пейзаж очарователен благодаря отсутствию заборов, даже вокруг самых помпезных вилл и отелей лишь ажурные декоративные ограждения чисто для антуражу и красоты, не для защиты. Безопасность – это подтверждение духовной экологии: никто не делает и не собирается делать то, из-за чего ему пришлось бы бояться соседей #любовь #жизнь #литература #культура #истоки #врач