Найти в Дзене
Комитет поэтики

Древние греки все придумали (часть 1, киники)

Оглавление

Чем нам нравятся античные философы? Сейчас образ философа - это образ этакого кабинетного преподавателя, часто немного странненького, от которого требуется писать научные статьи, диссертации, преподавать, выступать на конференциях как максимум. Никто не будет следить и уж тем более вменять в вину философу, что, дескать, живет-то он совсем не так, как сам говорит. Но с теми ребятами было все не так. Они считали, что философия - это именно способ достичь своего высшего предназначения, а значит, это не просто набор каких-то теоретических умозаключений, а еще и набор правил, практикуя которые можно обрести эудемонию, высшее счастье.

Началось все, конечно, с Сократа. Именно он сказал, что рассуждения натурфилософов "все есть покой", "все есть движение", "все из воды" и дальнейшее вот это все - бесполезно. Что с этим делать и как жить?Человек - это центр знания! И надо понять, что такое человек и зачем он вообще? Сократ ходил и провоцировал всех, задавая вопросы, ужасно смущая добропорядочных афинян и уча молодежь странному. Как есть родоначальник Комитета Поэтики. Именно он сказал, что человек обладает Разумом, а всякий разумный человек стремится к счастью.

Из этого положения вышло несколько влиятельнейших направлений мысли, включая Платона и Аристотеля, но не о них хочется поговорить нам, практическим этикам. Доброе слово хочется сказать о так называемых сократических школах античной мысли, и первое доброе слово - о киниках.

Их образ мысли и этические принципы актуальны до сих пор, и знание их будет полезным для нас.

Диоген не одобряет образ жизни афинских мещан
Диоген не одобряет образ жизни афинских мещан

Кто? Киники.

Когда? V—IV вв. до н. э

Где? Афины

Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и Гиппархия

Итак, какие принципы нужно было соблюдать и к чему стремиться, чтобы, согласно киникам, достичь этой самой эудемонии? Да все просто - нужно стремиться к максимальной независимости. От чего?

От потребностней - надо радоваться и учиться довольствоваться малым.

От религии - ты сам ответственен за свою жизнь, не надо спихивать все на

волю богов.

От "доксы", системы будничных взглядов, предрассудков, "здравого смысла": киники критиковали идеологию, систему взглядов и традиций, навязанных извне, еще до появления слова "идеология".

От государства - надо быть храбрым перед лицом тирана и высмеивать его.

От мнения других - это и есть главный хранитель, "облачная система" загрузки доксы в умы людей.

Видится каким-то отстраненным буддизмом? Вовсе нет. Кинизм, при всем своем пути "независимости", был активной школой мысли. Сократ учил, что философ должен быть на "форуме", то есть среди народа. Название "киники", то есть буквально "собаки" появилось потому что, выражая мысль Антисфена, собаки ласкают друзей, но кусают врагов. А кто враги? Вот эти вот погрязшие в житейской рутине горожане, идущие к ложным целям: невежеству, нечестному богатству, стяжательству. Поэтому киники были, выражаясь современным языком, тончайшими и ядренейшими троллями своего времени.

Они бросали вызов общественному устройству городских жителей Афин с их желанием быть мещанами, потребителями, казаться добропорядочными, хранить "социальное лицо".

Круче всех в этом вопросе зажигал всем известный Диоген Синопский. Например, однажды богатый горожанин пригласил его в гости. Когда Диоген пришел, хозяин начил хвалиться роскошью и говорить, какие ценности вокруг, и сказал, что тут даже плевать нигде нельзя, потому что все покрыто дорогими материалами. Диоген Синопский внезапно плюнул хозяину в лицо, и, когда тот возмутился, ответил что-то вроде "ну ты так все описал, что все вокруг все дорого, и нигде плевать нельзя, а мне очень захотелось плюнуть, и я плюнул на единственную поверхность, про которую ты ничего не сказал".

На вопрос, какое вино самое лучше, он говорил "чужое и бесплатное", мастурбировал на площади и говорил "как жаль, что вот так же нельзя и чувство голода удовлетворить поглаживанием живота". Троллил он и великого Платона. Когда Платон изрёк, что человек — это "двуногое без перьев", то Диоген ощипал петуха, подвесил его и кричал: "Смотрите, вот это платоновский человек!"

Но самая известная байка - об Александре Македонском, который приехал посмотреть на необычного философа. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Диоген грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: "Я — великий царь Александр". "А я, — ответил Диоген, — собака Диоген". "И за что тебя зовут собакой?" "Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю". "А меня ты боишься?" — спросил Александр. "А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?" "Добро", — сказал тот. " А кто же боится добра?" Наконец, Александр сказал: "Проси у меня чего хочешь". "Отойди, ты заслоняешь мне солнце", - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: "Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном". Иронично, что Диоген и Александр умерли в один день.

Что полезного могут сказать эти древние люди нам, жителям двадцать первого века? Вообще, современный модный "цинизм" как раз происходит от слова "кинизм". Но парадоксально то, что киники как раз против того, что сейчас мы называем цинизмом: против двойных стандартов, ситуационной этики, соглашательством со своей совестью, благих намерений, которыми вымощена дорога известно куда. Что и говорить, буржуазная этика, зародившаяся у свободных афинян, сейчас победила. "Мы же все всё понимаем", "у всего есть своя цена" и даже "если ты такой умный, то почему ты такой бедный". В эпоху победившего цинизма нам бы не помешали киники с их по настоящему ироническим взглядом на всеобщее помешательство в потреблении и жалении себя.