Беседу вел Юрий ПОЗДНЯКОВ
В мае т.г. в «Истоках» было опубликовано мое интервью с В.В. Тулуповым, доктором наук, профессором, деканом факультета журналистики Воронежского государственного университета.
Интерес к этому незаурядному человеку во многом обусловлен тем, что журналистскую деятельность он начинал в 70-х годах прошлого столетия в своей родной Уфе. Успешно работал, занимая ключевые должности, в газетах «Уфимская неделя», «Ленинец», «Вечерняя Уфа», «Деловой человек», в Башкирском журналистском агентстве (БЖА).
В 1990 году уехал с семьей в Воронеж и сразу возглавил в ВГУ кафедру теории и практики журналистики, параллельно плотно сотрудничал с периодическими изданиями города, много публиковался.
В. Тулупов – личность настолько интересная и многогранная, что невозможно ограничиться одним интервью. Итак, продолжим беседу, начатую полгода назад.
– Владимир Васильевич, в прошлый раз мы пообещали читателям рассказать о ваших серьезных увлечениях искусством – поэтическом, художественном, театральном…
– Стихи у меня возникают как отклик на сильное эмоциональное переживание. Я уже много лет веду своеобразный поэтический дневник, в котором фиксирую сокровенные мысли, образы, форму подачи, интонацию наклевывающихся или зреющих стихов. Было время, когда дневник заполнялся мною почти каждый день, теперь – намного реже. Прежде усилием воли принуждал себя регулярно садиться за письменный стол, считал это нужным для тренажа. Сейчас не переживаю по поводу того, что из-под моего пера стихи появляются реже: приспеет момент – сложатся. Хотя нельзя не признать, что «датские вирши» в какой-то степени помогают держать себя в форме.
– Иных сочинителей мучают сомнения: а нужно ли это, зачем повторяться, ведь все уже сказано до меня?..
– Попробую рассеять сомнения. Все-таки творческие замыслы надо пытаться реализовать, ведь у каждого – свой период активной жизни, свои счастливые или, наоборот, горестные случаи, свой взгляд на вещи, свои впечатления, и они в чем-то отличаются от любых других, они сугубо индивидуальны. Конечно, при условии, что это не откровенный плагиат. Надо помнить: никто, кроме нас, о нашем не напишет. Все проходит, и все приходит. Поэзия возникает на пересечении трех составляющих: состояния души, вспыхнувшей мысли и простого, ясного слога. Вот из последнего:
Когда суета заедает
И дни стать короче грозят,
Когда лишь во сне ты летаешь
И глупостей делать нельзя, –
Заставь себя встать рано-рано,
Лицо повернуть на восток,
Где снова ковер златотканный
Прошьет вдруг лучистый поток.
И, может, почувствуешь Вечность,
И крови услышишь приток,
За солнцем Она – бесконечность…
Лицо поверни на восток.
– Как вы относитесь к пародиям? Имеем ли мы моральное право пародировать классиков?
– Думаю, что пародировать можно всех, если только это не злобный пасквиль, а попытка шутливо подметить манеру письма или тематическое пристрастие автора.
– Я частенько любуюсь вашими картинами, которые вы прислали по электронной почте. Восхищает сочность красок, торжество земной красоты. В вас, кроме поэта, филолога, публициста и эссеиста, отлично уживается художник-живописец, да и в газетах ваш любимый «конек» – дизайн, оформление…
– Мне довелось год работать в Китае. Оттуда я вынес для себя два основополагающих принципа: первый – постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, второй – опора на собственные силы и возможности. Не зря от своих порой слышу: «Володя, ты живешь взахлеб».
Художник во мне сидит с детства. Сколько себя помню, столько и рисую – карандашами, тушью, красками и вообще чем придется. В далекой юности, будучи вожатым в Туапсинском пионерлагере, черным косметическим карандашом на упаковочном картоне (больше под рукой ничего не оказалось) нарисовал более полутораста портретов мальчишек и девчонок. Старался, чтобы вышло не просто похоже, но и внедрял какие-то черточки, присущие только тому, кто в данный момент позировал. С тех пор, выезжая куда бы то ни было, обязательно беру с собой альбом и все необходимое для моего ремесла. С годами стал отдавать предпочтение акрилу и темпере, а также различным сочетаниям. Пользуюсь не только кистью, но и мастихином. Нравится передавать игру солнечных бликов, переливы света и тени. Отдых в Анталии, например, превратил для себя в непрерывный пленэр, рисуя все новые этюды. Отдыхал, полностью отдаваясь любимому увлечению, а бездумно жарить свою тушку на горячем песке – это не по мне. По возвращении домой имел удовольствие одарить близких, друзей, коллег своими творениями.
Мне вообще нравится доставлять людям радость, в том числе, разумеется, и своим студентам. Ежегодно на выпускных вечерах каждому новоиспеченному специалисту вместе с дипломом вручаю традиционный «презент от декана» – видеоролик с рисунками и с песнями на мои стихи. Я не оригинален в том, что основной источник вдохновения для меня – природа, причем в любое время года. Названия работ говорят сами за себя: «Розовый вечер», «В Кольцовском парке», «Лодки Балакла-вы», «Осенняя палитра»… Полезно учиться у великих. Мои предпочтения со временем меняются, точнее, дополняются. Давно изучаю историю искусств, и мне очень дороги многие живописцы и скульпторы – от античных мастеров до передвижников. Периодически бываю в Третьяковке, в Пушкинском музее в Москве, в Эрмитаже, в Русском музее (С.-Петербург). Недавно с большим воодушевлением посмотрел полотна импрессионистов из личных коллекций отечественных меценатов.
– Еще одна ваша страсть – театр…
– Так и есть. В школе я с первого до десятого класса занимался в драмкружке, который с энтузиазмом и душевной самоотдачей вела библиотекарь Ольга Васильевна Кацерик. С нею мы дважды становились лауреатами республиканского конкурса художественной самодеятельности. Мне удалась главная роль – Зурико в спектакле по грузинским мотивам. Также играл героев по произведениям Виктора Драгунского, кроме того, исполнял на сцене сольный фольклор, романсы, патриотические и лирические песни. Слыл местной знаменитостью, дворовая шпана взяла меня, «артиста!», под свое крыло, дабы уберечь от случайных неприятностей в темных переулках.
Когда поступил в Башуниверситет, меня сразу позвали в КВН, и, таким образом, я еще пять лет продолжал сценическое лицедейство с придумыванием разных импровизаций.
Обожание театра сохранилось и по сию пору. Бывая в столице, непременно посещаю спектакли МХАТа или Малого, Лен-кома или Таганки. Это внутренне обогащает, мои лекции и собеседования в аудитории становятся более предметны и эмоциональны, следовательно, более интересны и привлекательны.
– Могу я спросить о вашем отношении к религии?
– Я, конечно, не религиовед, но о многих сакральных вопросах думал и думаю. При этом считаю, что вера в бога – интимная, сугубо приватная сфера. Но коротко выскажусь. На мой взгляд, религия – мощный фактор развития человечества. Православие, мне кажется, привилось на Руси потому, что лучшие черты нашего менталитета совпадают с его идеями, среди которых на первом месте – общин-ность, соборность, то есть коллективизм. В православии много идеализма, но, как выясняется, он не менее важен, чем материализм, практицизм. Мне приятно сознавать, что я крещеный и придерживаюсь той же веры, что и мои предки. С благоговением при удобном случае посещаю храмы – возможно, от намолен-ности меня там охватывают спокойствие и умиротворение. Правда, я не имею возможности соблюдать все каноны истинно верующего человека. Религия, вера и церковь не всегда и не для всех единое целое. По крайней мере, надо стараться жить с верой, что бог есть, и он видит все наши деяния.
– Владимир Васильевич, знаю, что в день вашего 60-летия вы были удостоены почетной медали «Благодарность от земли Воронежской» – яркий показатель того, что вас ценят и глубоко уважают. Хотелось бы услышать от вас, человека мудрого и авторитетного, пожелания нашим читателям.
– У древних римлян было популярное изречение: «Капля долбит камень не силой, но частым падением». Важно почувствовать свое предназначение и бить в одну точку, накапливая знания и навыки в избранной области. Однако, в течение жизни не успокаиваться на достигнутом, а убедить себя в том, что ты способен на большее, и двигаться вперед. Талант только тогда чего-нибудь стоит, если он подкрепляется практическим делом. #счастье #любовь #жизнь #литература #культура #истоки #газета