Найти в Дзене
Другой взгляд

«Показ состоится по местным законам»

Оглавление

В современном Китае кинематограф переживает настоящий бум. Большинство крупных кинокомпаний мечтают попасть на местный рынок, ради этого меняя даже сценарии своих картин, однако далеко не все получают прокатные удостоверения. Мы попытались разобраться в особенностях массового кинематографа Поднебесной.

Лакомый кусочек

В начале 2000-х кино в Китае являлось не самым популярным видом развлечения. Местный производитель выпускал качественные ленты крайне редко, а заграничные прокатчики не стремились попасть в кинотеатры из-за массового пиратства. Китайские коллеги подтверждают, что DVD-диски с новым блокбастером можно было купить на любом рынке сразу же после премьеры.

В это время в стране продолжался серьезный экономический подъем, подтолкнувший правительство навести порядок в сфере кинематографа. Первым делом были ужесточены наказания за пиратство, что серьезно изменило ситуацию в лучшую сторону. Конечно же, незаконные копии фильмов сейчас можно скачать в интернете (любопытно, что некоторые картины, снятые в китайских кинотеатрах, доступны для скачивания в рунете), но массовое воровство удалось победить.

За несколько лет на территории Китая построены тысячи кинотеатров. Для страны с таким населением это небольшая цифра, но по сравнению с 90-ми удалось сделать большой шаг вперед. В итоге в 2017 году на территории КНР было продано около 1 миллиарда билетов, которые принесли владельцам прибыль в 7,5 миллиардов долларов. Именно поэтому создатели блокбастеров в Голливуде сражаются за возможность показать свой фильм в местных кинотеатрах. Однако законодательство Китая серьезно влияет на планы зарубежных продюсеров.

Трудности перевода

Осенью 2016 года были внесены очередные поправки к местному закону о кино, которые серьезно скорректировали ситуацию на рынке. Доля «родного» кинопроизводства вновь увеличилась, а вот иностранных картин за год в Китае, как и раньше, может быть показано только 34. Хотя местное правительство понимает, какую прибыль приносит заграничная киноиндустрия, поэтому оставляет лазейку для западных производителей. Любой фильм может получить прокатное удостоверение, если он полностью или частично снимается на территории КНР или в его создании принимают участие китайцы. Яркий пример – картины с Джеки Чаном. Более того, определенная группа западных режиссеров и продюсеров по тем же причинам отправилась работать в Поднебесную. В итоге, в 2015 году вместо 34 зарубежных фильмов было показано 40, и эта цифра постепенно растет.

Но чтобы стать счастливчиком с прокатным удостоверением, все равно необходимо пройти цензуру. Первый барьер в данной ситуации – фильм выходит гораздо позже, чем в остальном мире, что автоматически приносит некоторые кассовые потери. Второй – из фильмов вырезаются многие сцены. Китайские зрители так и не увидели, как Джек рисовал обнаженную Розу в фильме «Титаник». В картине «Люди в чёрном» цензоры убрали сцену, где инопланетяне маскировались под китайцев, а версию, где «Железного человека» спасают китайские хирурги, показали только в КНР. А вот бедному «Дэдпулу» совсем не повезло - комикс не допустили на местные экраны из-за массовой жестокости и насилия.

Многие фильмы получают разрешение благодаря финансированию со стороны китайских бизнесменов. Экономический гигант Dalian Wanda Group сначала занимался самостоятельным финансированием различных голливудских проектов, а затем выкупил американскую компанию Legendary Entertainment, которая производит весомую часть мировых блокбастеров.

А как же свои?

Массовое кино собственного производства сейчас процветает. Главное требование цензуры – фильм не должен задевать честь страны и её жителей. Поэтому в местных картинах добро (органы правопорядка, честный гражданин) всегда побеждает зло (заграничную или реже местную преступность, спекулянтов и «торгашей», уклоняющихся от налогов). Частный кинематограф существует, но он проходит ещё более строгую цензуру. Жанровое разнообразие ничем не отличается от мировых стандартов. Самыми популярными являются боевики, детективы, комедии и драмы. Последнее часто встречается как арт-хаус.

В массовом кино своими комедиями выделяется Чэнь Сычэн. Его история «Детектив из Чайнатауна» заработала в прокате 126 миллионов долларов. Особенно популярен в КНР режиссер Нин Хао. Несмотря на непростые отношения с цензурным комитетом, «местный Гай Ричи» почти каждые три года выпускает народные блокбастеры. Особую популярность ему принесли «Сумасшествие из-за камня», «Серебряная медаль», «Оружие и розы». Герои Нина – это преступники и авантюристы, которые перевоспитываются и встают на истинный путь. Гангстерская тематика в фильмах передается через иронию и юмор, что особенно привлекает аудиторию и смягчает пристальный взгляд цензоров.

Особые требования предъявляются к работникам киноиндустрии. Режиссеры, актеры, продюсеры и сценаристы обязаны сохранять безупречную репутацию и следить за своим имиджем. Любая двусмысленная ситуация в реальной жизни может полностью похоронить карьеру. Неоднократно после пьяных выходок или подозрений в экономических преступлениях тех или иных режиссеров не просто выгоняли из индустрии, но даже запрещали все их картины. Актеров за те же проступки могли вырезать из фильмов прошлых лет.

Особенности создания и распространения массового кинематографа в КНР могут показаться удивительно знакомыми для российской аудитории, так как на данный момент китайская структура подразумевает симбиоз советской системы с цензурой и определенными требованиями к работникам индустрии и современной мировой с огромным жанровым разнообразием и глобализацией.

Текст подготовил: Михаил Макаренко