Найти тему
Рассказы из жизни

Святки

В нашем селе в старое царское время и даже в первые годы Советской власти, народ проводил зимние Святки. После Рождества Христова и до Крещения, люди всех возрастов, кроме малолетних детей и престарелых, справляли этот народный праздник. Мужчины и женщины рядились в разные формы одежды, глаза закрывали повязками, а большинство мужчин одевали маски, по-деревенски их называли хари. Рядились попами, бродягами, продавцами-коробейниками, изображали лошадей, свиней и других персонажей. Собирались толпами улицами. Народ воспринимал это как традиционное праздничное шествие. Впускали к себе в дома, где ряженые играли, плясали и показывали свои причуды. А главный интерес был в том, что бы не быть узнанным никем.

И вот в одну из зим, в годы царского правления, в одни из святок замерз в поле наш сельский мужик Тимофей Калякин. На время следствия его труп положили в плетень, подвесили в пожарном сарае вблизи мирской избы. Толпа святошников, шедшая с Минеевой улицы, направлялась на Галякову улицу. На повороте у Мирской избы, поравнялась с подвешенной плетенкой, в которой лежал замерзший Тимофей, и кто-то из толпы крикнул: "Тимофей, чего лежишь, пойдем с нами".

Вдруг плетенка закачалась кто-то выскочил из нее, весь в белом, как воскресший покойник и побежал в толпу. Видя такое небывалое дело все сильно перепугались и бросились в рассыпную, кто куда. Большинство побежали обратно на Минееву улицу, кому-то удалось вбежать во дворы и спрятаться там, а мой отец и с ним еще три друга пустились вдоль по улице Галяковой.

Покойник бежал в след за ними. Улица была длинная, более версты. Четыре друга бегут, а покойник не отстает. В конце улицы, трое свернули с дороги по сугробу подбежали ко двору и перелезли через забор во двор. А четвертый, бежавший впереди, не видел, что они отстали, а когда понял, что бежит один и покойник его догоняет, ещё больше испугался и прибавил ходу. Выбежал уже в поле, слышит погони нет, обернулся, смотрит покойника нет. Как в воду канул. Пошел по полевой дороге мимо мельницы и благополучно добрался до дома.

На следующий день по всему селу пошли разговоры о случившемся событии с дополнительной прикраской, что создало ужас и панику. Этим чудом заинтересовался поп и урядник, пошло следствие. Но оно ничего не добилось, никого не нашли. Кто был этим ряженым? Кто нагнал ужас и панику? Боясь наказания за свой богохульный поступок, виновник так и не признался, и никто до сих пор не знает кто же был ряженным покойником.