Ни для кого не секрет, что для здорового развития ребёнка необходимы не только умственные нагрузки, но и физические. Однако сейчас в школах России сложилась неверная позиция по поводу уроков физической культуры.
Ошибки
Первая ошибка это количество уроков, сейчас их принято ставить три в неделю. Для школ с пятидневной формой обучения, это больше половины дней, для шестидневной - половина. При том уроки принято распределять очень странным образом, они идут невпопад и могут быть любым по счёту уроком, а с учётом того, что при физических упражнениях естественно потеть и уставать, детям приходится проводить пару следующих уроков с меньшим комфортом.
Вторая ошибка это форма проведения занятий. Так как школы у нас приравниваются к заводам по производству кадров, нет ничего удивительного в том, что и уроки физкультуры имеют свои стандарты и программы. Сейчас это нормы ГТО и рекомендации ОФП, которые превращают урок в шестьдесят процентов "разминки", тридцать процентов "игры" и ещё десять процентов остаются пустыми.
Третья ошибка вытекает из второй. Отсутствие персонального отношения к интересам и потребностям учеников. На данный момент нельзя выбрать чем ты собираешься заниматься в те игровые тридцать процентов, что тебе предоставлены. Зимой лыжи, летом занятия на улице итд. Все делают одно и то же или не делают ничего.
Четвёртая ошибка - исполнительные особенности. В большинстве случаев детей на физкультуре закрывают в спортивном зале на ключ, который находится у учителей. Туалеты в раздевалках предусмотрены, но так же чаще всего закрыты на ключ или не работают и используются как кладовые. Выходит у учеников во время физических нагрузок нет доступа к туалету и питьевой воде. Вам не кажется это необходимыми вещами для такого рода занятий?
Дополнение к ошибкам
1)Не всем полезна физкультура по утрам. 2)Уроки физры влияют на эффективность обучения на следующих за ней предметах. 3)Не всем нужно разминаться так много, кто-то устаёт от этого, а кому-то нужны другие группы упражнений. 4)Не всем интересны виды спорта, которые входят в игровую часть урока. 5)Отсутствуют другие виды физических упражнений, таких как: езда на велосипеде, плаванье, бокс и прочие. 6)Для того чтобы попить или сходить в туалет школьнику нужно обратиться к учителю и отвлекать его.
Решения проблем
Все проблемы, можно обойти с помощью одного комплекса мер.
1)Отказ от физкультуры как от обычного урока. Сейчас это 45 минут десять или двадцать минут с двух перемен, а за это время ученикам нужно два раза переодеться, размяться, позаниматься и отдохнуть. Не редко реальное время урока куда менее сорока пяти минут, время уходит на переодевание и пересчёт присутствующих. Поэтому предлагаю перестать приравнивать физкультуру к привычным предметам. Стоит отделить её от обычных предметов, давая больше времени на отдых и смену формы ученикам. Так как это сложно вписывается в привычную систему расписаний, то неплохим решением будет вынести её за их рамки, выделив в "послеурочное" время. Ещё одним решением было бы увеличение перемен, и хотя это выглядит разумно и положительно, подобный подход увеличит время школьников в рамках занятий и негативно скажется на их психологическом состоянии, особенно зимой.
2)Разделение уроков на общие и секционные. В высших учебных заведениях студент волен сам выбирать чем он будет заниматься на уроках физкультуры. Предлагаю ввести подобную систему и в школьное образование, позвольте ученику или его родителю/опекуну выбирать вид спорта, которым он будет заниматься на занятиях. При этом изначально можно сохранить уроки ОФП, как один урок в неделю, а секционным урокам выделить два других, позволив преподавателю той или иной секции самостоятельно выбирать, нужны ли ему оба урока или лишь один для отдельной группы.
3)Проблема отсутствия альтернативных видов спорта в школах решается увеличением бюджета, но, как мы знаем, это не будет результативным подходом в нашем случае. Поэтому следует позволить ученикам, создавать свои группы по спортивным интересам, предоставляя им учителей для осуществления надзора за соблюдением техники безопасности и занятиями в целом. Это означает, позволить детям с велосипедами, заниматься велоспортом на территории школы во время уроков физкультуры под присмотром учителя.
Вопросы увлечений, требующих отдельных специализированных помещений, например плаванье, следует оставить нерешёнными, хотя возможность заключения договоров между школами и частными бассейнами решает это, она не всегда применима. Если есть бассейн в шаговой доступности от школы такой подход будет оптимальным. Если ещё и бассейн имеет тренеров по плаванью, то всё просто замечательно.
4)Так как мы даём учителям физкультуры свободу выбора, часов в неделю, которые они должны потратить на ту или иную группу, то следует отказаться от почасовой оплаты для этих учителей, наверное даже стоит отказаться от неё в целом, но тут тема именно физра. Когда преподаватель принимает решение уменьшить или увеличить часы в неделю, он должен руководствоваться не желанием получить больше денег, а интересами учеников, поэтому для учителей, взявших под свой контроль секции, следует платить исходя их количества учеников, записавшихся в эту секцию.
5)Предоставление доступности питьевой воды и туалета на занятиях. Это можно решить, как отказом от закрытия спорт зала на время занятий, так и обеспечением нормальной работы туалетов в них. Чаще всего вода из крана в России не является питьевой, поэтому следует предусмотреть фильтры или отдельные кулеры/краны для её подачи.
Итоги
Не стоит окончательно ставить крест на качестве образования в стране, стоит его менять, а не давать его портить. Это касается и физической культуры, предложенные решения не являются невыполнимыми или сверх дорогими, единственное чего они требуют это инициатив и их введения. Большинство проблем возникают из-за низкого финансирования, плохого усвоения средств и неадекватного управления, но это не единственные причины. Конечно поднятие финансирования и качества управления средствами, позволит решить огромную кучу вещей, но не всё и не сразу, поэтому нужно решать то, что возможно прямо сейчас.
Если вам понравилось, то что вы прочитали, то подписывайтесь или ставьте лайки. Если есть что высказать, то оставляйте свой комментарий.