Несмотря на слухи и определенное общественное недовольство, эксперты считают, что итоговая аттестация в виде ЕГЭ будет еще достаточно долго служить мерилом качества полученных выпускниками школ знаний, но при условии серьезной модернизации.
Константин Гусов, исполнительный директор Московского центра образования школьников имени М.В.Ломоносова.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что Минобрнауки России определяет форму аттестации школьников, а позиция министерства заключается в том, что формат ЕГЭ будет сохраняться и дальше. Кроме того, общественный протест в последние годы значительно снизился по сравнению с тем, что было в первые годы внедрения ЕГЭ. Поэтому вряд ли стоит считать, что если не отменили раньше, то отменят сейчас. Думаю, эта образовательная политика к нам пришла всерьез и надолго. В неё вложено слишком много ресурсов и она уже стала частью массовой культуры, пусть и не без негативных коннотаций.
Другое дело, что сама система ЕГЭ, конечно же, нуждается в совершенствовании, и мы видим, что это происходит постоянно. Идет переход от тестовых форм аттестации к проверке творческих навыков и способности старшеклассников решать задания повышенной сложности.
Это касается и математики, где форма аттестации достаточно сбалансирована и позволяет выявлять как базовые умения, так и знания, которые доступны только одаренным и талантливым ребятам. Это касается и русского языка, где творческую часть в виде сочинения уже невозможно написать, заготовив готовые шаблоны. Теперь необходимо читать литературу, расширять свой кругозор и тренировать навыки написания оригинальной работы.
Это касается и обществознания, которое я сам преподаю в Центре Ломоносова. Здесь содержание экзамена всё больше балансируется. В частности, если успешно сдать тестовую часть, то она даст не слишком существенную часть баллов. А задания творческой части проверяют самые разносторонние знания и умения школьников.
В довершение к этим новшествам планируется ввести устную часть, расширить круг обязательных для сдачи предметов (скорее всего, это будут история и иностранный язык), чтобы школьники не сосредотачивались только на необходимых им для поступления предметах и не забывали о классически широком кругозоре образованного человека.
На мой взгляд, ЕГЭ, начавшись как весьма неоднозначный и несовершенный образчик кампанейщины «на болонский лад», рано или поздно вынужден будет вернуться к старой доброй школьной классике, где было много обязательных экзаменов, и где наиболее высокие оценки выставлялись за умение ученика мыслить аналитически и широко, а не играть в угадайку. ЕГЭ – лишь форма аттестации, а всё зависит от того, каким содержанием наше образовательное сообщество сможет наполнить эту форму.