По результатам апробации новых ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов), которую недавно проводил Рособрнадзор, 50% учителей математики и информатики не справились с заданиями. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, комментируя ситуацию, отметил: «Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности». Но когда со всех сторон понеслись возгласы:
«Как же они учат наших детей?», – министр просвещения Ольга Васильева вынуждена была вмешаться и заявить, что «были обнародованы данные незаконченного исследования, и оно некорректно с начала и до конца». Министр, конечно, заступилась за учителей, но, если говорить по существу, то насколько далека реальная ситуация от тех данных, которые выявила пробная аттестация и как формируются педагогические коллективы в организациях, где главная задача – достижение высоких результатов? Есть ли у них свои ЕФОМ?
Комментарий исполнительного директора Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова Константина Гусова
Российские надзорные органы, по всей видимости, подозревают школьных педагогов в хронической некомпетентности. Чем-то иным я не могу объяснить тот снежный ком форм проверки, который скатился на миллионы простых учителей. ЕФОМ, поддержанный Рособрнадзором и отвергнутый Минпросом, очевидно, из той же серии. Непрозрачность, непроработанность, поспешность – все эти черты в последние годы стали визитной карточкой работы чиновников от образования.
В то же время нельзя говорить и о том, что все педагоги в стране одинаково хороши. К примеру, в Центре Ломоносова работает до двух сотен ведущих педагогов столицы и других городов России. Чтобы найти только одного подходящего по всем параметрам педагога, нам приходится просматривать сотню анкет и проводить десяток собеседований.
Поэтому аттестация педагогов, их знаний и умений, конечно, необходима. Она была нужна раньше, и она особенно нужна сейчас, когда внедрена принципиально новая форма аттестации школьников при сохранении принципиально прежней программы школьного обучения. Никто не проверял, а может, и не задумывался о проверке того, насколько школа способна готовить к ЕГЭ.
ЕФОМ нами подробно не изучался, поэтому расскажу о нашем собственном опыте аттестации педагогов уже на этапе приема на работу.
Все соискатели Центра Ломоносова обязательно проходят тест по специальным заданиям повышенной сложности, отобранным нашими экспертами. Их надо решить с высоким результатом, подтвердив тем самым, свои большие и разносторонние знания. Как говорил Василий Сухомлинский: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Уже на этом первом этапе спотыкаются многие педагоги-соискатели. Далее, прошедшие этот этап дают мастер-класс по разбору заданий ЕГЭ перед нашими специалистами, имитирующими школьную аудиторию. В ходе мастер-класса отслеживаются навыки работы преподавателя со школьниками, опыт подготовки к Единому госэкзамену, умение держать руку на пульсе аудитории и стимулировать обратную связь от нее, задаются уточняющие вопросы. По совокупности всех этих условий мы принимаем решение о том, чтобы педагог-соискатель стал преподавателем Центра Ломоносова.
В принципе, многие задания ЕФОМ перекликаются с нашей аттестацией. Думаю, что специалистам Министерства просвещения надо учесть все сложности и недочеты, выявленные в ходе первой аттестации, доработать эти материалы в ходе обсуждения с экспертным педагогическим сообществом и запускать как можно скорее. Работоспособная система аттестации педагогов будет реально способствовать повышению роста профессиональных компетенций школьных учителей.