Найти в Дзене
YARPROMO.RU

Что такое многорукий бандит Яндекса и почему про него нельзя забывать?

Вначале так назывался эксперимент, с помощью которого ученые пытались найти наиболее приемлемое или прибыльное действие для чего-либо. Назван он так по аналогии с игровым автоматом — одноруким бандитом — многорукий бандит. Кому не интересно, могут читать сразу следующий раздел статьи. С остальными мы разберемся, как работает эксперимент на примере игровых автоматов. Представим, что перед нами ряд одноруких бандитов, и нам нужно выяснить, какие из них дают большую прибыль. В определенный промежуток времени мы будем дергать ручки автоматов одновременно, а потом посчитаем, сколько денег выдал каждый из них и выберем аппараты с наибольшей средней суммой выигрыша. Конечно же, этот эксперимент гипотетический, и, чтобы вычислить его результаты, был создан алгоритм UCB1 (кому интересны подробности — поисковики вам в помощь). Сейчас он используется многими поисковыми системами, в том числе Google, а с недавнего времени и Яндексом, что привело в смятение многих SEO-оптимизаторов. Встает вопрос:

Вначале так назывался эксперимент, с помощью которого ученые пытались найти наиболее приемлемое или прибыльное действие для чего-либо. Назван он так по аналогии с игровым автоматом — одноруким бандитом — многорукий бандит. Кому не интересно, могут читать сразу следующий раздел статьи.

С остальными мы разберемся, как работает эксперимент на примере игровых автоматов. Представим, что перед нами ряд одноруких бандитов, и нам нужно выяснить, какие из них дают большую прибыль. В определенный промежуток времени мы будем дергать ручки автоматов одновременно, а потом посчитаем, сколько денег выдал каждый из них и выберем аппараты с наибольшей средней суммой выигрыша.

Конечно же, этот эксперимент гипотетический, и, чтобы вычислить его результаты, был создан алгоритм UCB1 (кому интересны подробности — поисковики вам в помощь). Сейчас он используется многими поисковыми системами, в том числе Google, а с недавнего времени и Яндексом, что привело в смятение многих SEO-оптимизаторов.

Встает вопрос: зачем Яндексу нужно было внедрять дополнительный алгоритм в и без того сложную систему ранжирования? Если кратко: все для того, чтобы улучшить выдачу.

Как мы знаем, поисковая выдача строится более чем на 800 факторах ранжирования: среди них не только релевантность страницы поисковому запросу, но и поведенческие факторы и многие другие. Некоторые сайты уже давно и прочно заняли ТОП-Яндекса благодаря хорошим поведенческим факторам (или ссылочному продвижению на заре SEO-оптимизации) и покидать его не собираются. Но как поисковику узнать, насколько хороши сайты, находящиеся за ТОП-10? А вдруг у них продуманный сайт и юзабилити на хорошем уровне, но посетители не могут этого оценить, потому что он находится за 1й страницей поиска (плюс-минус бесконечность). Скорее всего, именно так и подумали в Яндексе.

Для обнаружения таких сайтов и был внедрен Бандит. Он «подбрасывает» в ТОП сайты с помощью добавочной релевантности и изучает их поведенческие факторы. Если видит хорошие показатели, то в последующем позиция сайта повысится (не до первого места топа, но на несколько позиций точно), если нет — сайт вернется на свое место. А может и понизится.

Конечно же, проверка происходит массово и одновременно, что дает возможность алгоритму сделать правильные выводы о релевантности поисковому спросу и поведенческих факторах. Естественно, что сайты, находившиеся до этого момента в ТОП-10 могут резко «просесть» в позициях на несколько месяцев, но скорее всего потом они вернутся на свои места.

Многорукий Бандит Яндекса может помочь, а может и навредить, все зависит от того, работаете ли вы над качеством своего сайта.

Итак, как понять, что вас сайт стал «жертвой» Многорукого Бандита? 100% ответа вам не дадут даже самые опытные мастера, да и специального сервиса, определяющего это, еще не создали. Есть только несколько косвенных признаков:

  • сайт резко и без видимых причин (попадание под фильтры) сильно просел в позициях, но через несколько месяцев восстановился;
  • сайт резко и без вмешательства с вашей стороны (оптимизация страниц, контента, кода и т.д.) значительно вырос в позициях, но впоследствии снова упал;
  • сайт постоянно колеблется по выдаче вверх-вниз.

Как анализировать результаты работы Многорукого Бандита? Это интуитивно понятно и просто, но формализовать все же стоит.

  • После подбрасывания в топ/пессимизации сайт возвращается на свои позиции или позиции лучше — поздравляю, вы на правильном пути! Вы хорошо поработали и это ваша заслуженная «конфетка», но не стоит расслабляться, конкуренты уже дышат в спину.
  • После подбрасывания в топ/пессимизации сайт упал в позициях — не лучший показатель. Пора взяться за ум и начать работать, например, написать контент для блога, оптимизировать структуру страницы, сделать ее релевантной. Если вы упали в позициях, значит, кто-то старался лучше вас и уже обрабатывает звонки и заявки ваших клиентов!

Насколько «выигрышным» станет Многорукий Бандит для сайтов, находящихся далеко от топа, сказать до сих пор сложно. Некоторые оптимизаторы уже смогли экспериментально выяснить, что он действительно влияет на позицию сайта, но не настолько, чтобы быстро продвинуть сайт в первую десятку. Точно можно сказать только одно: теперь ни один SEO-оптимизатор не сможет дать 100% гарантии, что сайт на постоянной основе будет выведен в ТОП.

В любом случае списывать Бандита со счетов не стоит. Пусть про него немного забыли, но он продолжает свою работу, поэтому не стоит пугаться резких изменений в позициях вашего сайта.