Пять дней назад в сети я увидел фотографию – на ней украинский военнослужащий, улыбаясь, стоит в одном ряду с другими военнослужащими, на фоне вздымающегося хвоста военного транспортника. Геометрический центр этой духоподъемной картины в стиле раннего Ким Ир Сена – верховный главнокомандующий ВСУ Петро Порошенко. Но у этой фотографии есть и идеологический центр - он был смещен немного правее (и в прямом и в переносном смысле).
Третий справа от Порошенко – улыбающийся боец, на передней панели разгрузки которого все, кто заинтересовался, смогли разглядеть стилизованный черный щит с закругленной выемкой в левом углу и изображением черепа и перекрещенных костей в центре эмблемы.
В эсэсовских обозначениях подразделений в основном использовались руны – например, дивизия СС «Дас Райх» и украинский батальон «Азов» используют руну «Волчий крюк». Но были исключения – например, череп и кости, как у третьей танковой дивизии СС «Тотенкопф». Именно эта эмблема дивизии СС на военной форме военнослужащего ВСУ. Не «напоминающая эмблему» - а именно она, в мельчайших деталях.
Совершенно очевидно, что официальная фотография президента и военнослужащих – не случайное селфи в метро. Эту съемку готовят, готовят долго, готовит большое количество профессиональных людей. И вряд ли помощники Порошенко разрешили бы солдатику лепить абы что на военную форму, да и еще во время фотосъемки. Стало быть – не просто разрешили, а как бы и не сами налепили, запретив отрывать.
Система сигналов Порошенко, которые он посылает вовне, проста, как кусок бетона. Мы не будем говорить о родственных идеологиях руководства Украины и первого командира дивизии СС «Мертвая Голова», Теодора Эйке. Он был основателем системы концлагерей. А «персонал» лагерей смерти формировался, в значительной мере, из боевиков ОУН и УПА. Мы можем предполагать, что те направления, на которых воевала дивизия «Тотенкопф» - Ленинград и Донбасс, обозначают некие милитаристские мечты и чаяния Порошенко.
Но самое важное – сигнал. Сигнал не России – нам всё предельно ясно и расклад понятен. Сигнал, в первую очередь, Европе. Именно Европу прощупывает украинская власть, откровенно провоцируя, добавляя «больше ада». Интересно и важно знать – насколько она еще прогнется, насколько хватит у Европы шеи, чтобы отворачиваться? Понятно, что не заметит, протесты российского МИДА проигнорирует. Но – насколько? Что еще – можно? Измерять черепа у русских? Ночь длинных ножей? Может – гетто с малеванием пятиконечных звёзд?
Порошенко нащупывает пределы гибкости европейской политики и пока ничто не говорит о том, что гибкость себя исчерпала. Возможно, через пару лет, оглядывая ряды колючей проволоки, пулеметные вышки и бараки «первого украинского образцового лагеря перевоспитания ватников», какой-нибудь просвещенный еврокомиссар - либерал с удовлетворением произнесёт: «Ну, оно того стоило!»