Найти в Дзене
World of Martial Arts

«Укус змеи». Второй эшелон палермитанского стиля испанского фехтования

В продолжение изучения Палермитанской системы испанского фехтования в рамках одной из передач «Наука побеждать» Гранд Маэстро Олег Мальцев объяснил и продемонстрировал второй эшелон, получивший название «Укус змеи».

Фото 1. Фрагмент демонстрации эшелона «Укус змеи» Олегом Мальцевым.
Фото 1. Фрагмент демонстрации эшелона «Укус змеи» Олегом Мальцевым.

Итак, давайте посмотрим, какие ящики входят в этот эшелон: «танцующие ноги», «сломленная устойчивость», «бьющие ноги», «игра с острием» и «сломанное копье».
Чтобы понять этот эшелон, нам нужно обратиться к истории. И первое, что необходимо осознать – ничто не появляется из ничего. Подобного рода техника существовала очень давно и как известно,
Венеция и Генуя оказали значительное влияние на палермитанский стиль. Обратимся к такому известному фехтовальщику как Фабрис, который был звездой своего времени и написал трактат, в котором он не скрывал происхождение модели техники.

Для этой модели характерны близко стоящие ноги, а руки образуют капюшон кобры, притом шпага находится в правой руке наверху и направлена на противника. Такая модель распространена не только в Италии, но и в Испании, Греции, центральной Европе, как основная. В данной позиции ноги стоят близко и даже выкручиваются в разные стороны. Другие позиции тоже очень похожи на эту, есть некие критические углы, которые отрабатываются заранее, чтобы за них не выходить. Поэтому когда говорится, что в данной позиции «птица превращается в змею», то это значит, что стойка из открытого положения переходит в закрытое.

Давайте подвергнем анализу следующие разделы: «танцующие ноги», «сломленная устойчивость», «бьющие ноги», «игра с острием», «сломанное копье».  Для этого сначала мы разделим все на атаку и оборону.
«Танцующие ноги» – позволяют маневрировать, т.е. уходить от ударов и создать пространство там, где его нет.
«Сломленная устойчивость» – предполагает атакующие действия.
«Бьющие ноги» – также предполагает атакующие действия.
«Игра с острием» – теория обороны на дистанции; позволяет уходить от ударов с использованием рук, корпуса, качающихся маятникообразных движений.
«Сломанное копье» – связывает атаку и оборону, т.к. в руках парное оружие (например нож и палка).

Рис 1. Плакат «Принципиальная схема устройства палермитанской системы».
Рис 1. Плакат «Принципиальная схема устройства палермитанской системы».

Движения «сломанного копья» в конце концов объединяют в себе «танцующие ноги» и «игру с острием», «сломленную устойчивость», «бьющие ноги» и «сломанное копье». По сути сам принцип 2-ой дистанции лежит в «сломанном копье», а остальные разделы дополнительные и встраиваются вместе с этим разделом в единую машину, которая позволяет делать вещи неожиданные и эффективные, такие как: удар в ноги, оставаться неуязвимым на дистанции, атака противника выше пояса двумя руками одновременно.

Давайте посмотрим на элементы в фехтовании из 5-го венецианского трактата Фабриса 1606 года «Фехтование или наука Сальватора Фабриса»:
— Выпад, несвойственный другим школам фехтования, с близко стоящими ногами на входе в атаку. Сначала выставляется нога, а затем дугой делается выпад.
— Прямой выпад.
— Длинные дальние позиции.
— Система управления мечом.
— Вход в атаку с мечом сверху в доминирующей позиции и обратный вход в атаку.
— Встреча меча на сильную сторону.
— Движение вниз. Нижняя стойка свойственна неаполитанской и палермитанской школам фехтования, т.е. когда шпага опущена вниз, чтобы открыть пространство для нанесения удара.
— Удар через шпагу и с обратной стороны через шпагу.
— Уход с линии атаки и уход в обратную сторону.
— Пропускания меча через себя, а также назад с выходом на атаку в бок.
— Удар под мечом и удар в сторону под мечом.
— Остановка противника делающего выпад, встречный удар из узкой позиции.
— Использование плаща, когда захватываем руки противника.
— Удар в ногу.

Если вы посмотрите на данный палермитанский трактат Фабриса, то увидите, что он отличается от других странной работой «танцующих ног». Данная система комплексная, Фабрис использует греческую линию и испанский круг как капюшон кобры. Этот круг вращается как калейдоскоп – куда противник давит, то и получает.

Почему выбрана модель змеи в палермитанской школе? Нужно понимать, что любая рептилия достаточно сильна в обороне и защищена. Если вы попытайтесь ударить рептилию, у вас вряд ли что-то получится, т.к. она скользкая и уходит от любого удара.

А модель носорога в неаполитанской школе появилась после змеи, и она использует тактику – ни шагу назад. Во фронт атаковать носорога бесполезно, потому что у него огромная броня и рог впереди, весит он достаточно много, даже слон не идет в лоб с носорогом. Здесь другая логическая модель.

Как видите, в палермитанской и неаполитанской школах фехтования отличается 2-ой эшелон обороны – это кобра и носорог, а на 1-ом эшелоне обороны у обеих школ стоит птица. Логическая модель носорога стала применяться после войны, потому как необходимо, чтобы фронт не могли пробить. Поэтому для городской системы, кобра – идеальная модель, а для военной – носорог, поэтому нужно изучать оба стиля фехтования. Змея позволяет биться в узких пространствах тихо, носорогу же нужно место, чтобы развернуться.
Если мы пойдем дальше, то увидим, что на 3-ем эшелоне обороны возникает сила на силу, т.е. плащ в Палермо, а в Неаполе волк, т.к. идет атака с фланга – разбег и бросок. А на 4-ом эшелоне в Палермо будет еж или кот, а в Неаполе тигр, который вцепляется в вас когтями и зубами одновременно, и грызет.

При этом в палермитанской системе эшелоны неизменяемы, а в неаполитанской они ставятся методом назначаемых эшелонов и меняются постоянно как карты, получается карусель, маски меняются каждую секунду. Эти маски, в свою очередь, меняют логические модели. Из маски выпрыгивает логическая модель, к которой прикручена реализуемая техника.
А в Палермо это пружина, двигающаяся вперед и назад от одного круга к другому. И на каждом круге свой объем техники и известно что делать. Поэтому палермитанская система будет работать как пружина или затворная рама автомата – туда обратно, а неаполитанская как 4 карты, которые постоянно появляются в руке – какая следующая вылетит непонятно. В результате чего, каждая следующая логическая модель неожиданна для противника, хотя обе эти системы как 2 родных брата от одного отца – испанского фехтования. Поэтому нельзя говорить, что одна система слабее другой, ведь каждая по-своему эффективна и имеет свои особенности. Как видите, нашими предками были заложены необыкновенные знания, и нам лишь остается бережно относиться к многовековой истории. В следующий раз мы поговорим с вами о 3-ем эшелоне «Плащ».

Рис 2. Фрагменты демонстрации эшелона «Укус змеи» Олегом Мальцевым.
Рис 2. Фрагменты демонстрации эшелона «Укус змеи» Олегом Мальцевым.