ЖИЗНЬ ПО СЦЕНАРИЮ
Имя американского психолога и психиатра Эрика Берна знакомо многим. Его книги «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» разошлись миллионными тиражами. На мой взгляд, его слог легок и понятен всем, даже людям далеким от психологии. В этой статье я хотела бы обсудить жизненные сценарии в нашей жизни и можно ли их разрушить.
Исходя из классификации Берна, мы можем жить по одному из пяти сценариев. Интересное наблюдение, что они созвучны историям древнегреческих богов. Поэтому для тех, кто не раз читал книгу «Мифы Древней Греции» Николая Куна, будет многое знакомым.
Первый сценарий — это «Пока не». По нему живут те, кто не умеет, не желает или просто не способен получать удовольствие от жизни. Такой человек все будет откладывать и ждать удобного случая. У него есть множество причин, чтобы подождать, потерпеть. Он искренне надеется, что дальше будет лучше. Но не думает о том, что, ожидая чего-то, он так и не расслабиться, а будет жить в постоянном напряжении. В этом случае он словно запрещает себе радоваться жизни и принимать подарки судьбы.
Второй сценарий «После». Это ожидание того, что за все придется платить. За съеденный кусочек торта на ночь - прибавленными сантиметрами в талии. За просмотр любимого сериала - неизученной лекцией по учебе. За стремление развиваться в профессиональной отрасли - завистью и одиночеством. Эти мысли давят на нашу психику и не позволяют просто жить. Так омрачается каждое действие. Но страх будущего не поможет защититься от всего. Необходимо учиться контролировать себя и в то же время позволять себе маленькие и не очень радости.
Третий сценарий «Никогда». Эта установка заведомо утопична. Она абсолютно не позволяет развиваться. В этом случае мы словно парализованы. Чувствуем свою беспомощность, но у нас нет сил заставить себя сделать хотя бы один шаг. Человек, живущий по этому сценарию, стоит в сторонке и наблюдает за жизнью, считая, что она просто не для него. Или он не для нее. Единственное решение — выйти из зоны комфорта. Попросить поддержки близкого человека. И вдохнуть полной грудью.
Четвертый сценарий один из самых типичных. Это «Всегда». Одни и те же грабли, на которые он наступает, уже становятся такими родными, а разбитые коленки уже кажутся нормой. Он словно находиться в порочном круге, а как вырваться не знает. Граблями могут выступать партнеры, которые разные, но все время ведут себя одинаково. А он одинаково терпит и надеется на свет в конце тоннеля. Возможно, каждые полгода меняет работу, веря, что в этот раз начальство будет адекватнее. А на самом деле это он ведет себя одинаково. Но все восклицает, что мир жесток и несправедлив.
Пятый сценарий «Почти». Захотел научиться рисовать? Начал и...закончил после первого урока. И так со всем. С работой. Учебой. Личной жизнью. Он словно ищет лучшего местечка, а его на самом деле нет. Его надо создать самому, приложить наконец усилия для достижения заветной или не заветной мечты. Он чувствует иногда что вот-вот и все свершится! Но потом летит с вершины горы кубарем и проклинает, что вообще на нее залез. Что делать? Понять, что мешает достичь финиша. Что это за голос, что твердит: ты не справишься?
Можно ли вырваться из сценария? Конечно, да. Надо осознать, что мешает наконец исполнить свое желание и сделать шаг. А после останавливать себя, а порой и заставлять, уговаривать идти вопреки всему.