Найти в Дзене
Railwaymodel

Выбор рельсового материала для железнодорожных моделей

Одним из частых вопросов, с которым сталкиваются начинающие моделисты, является выбор путевого материала. Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно серьёзный вопрос, таящий в себе подводные камни. Как показала многолетняя практика, многие моделисты выбору рельс уделяют минимум внимания, как правило, довольствуясь рельсами, входящими в стартовый набор, и затем докупая аналогичные того же самого производителя, или используя оставшиеся по наследству старые рельсы. Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее, возможно это поможет избежать частых ошибок и сэкономить определённые суммы. А рассматривать мы будем на примере масштаба H0, как наиболее распространённого среди моделистов нашей страны (для масштабов TT и N очень многое аналогично). Как известно, H0 соответствует масштабу 1:87 с шириной колеи 16,5 миллиметров. Рельсы в этом масштабе широко представлены в том числе и на вторичном рынке. Условно их можно разделить на 2 типа - это П-образные рельсы и профильные рельсы. П-об

Одним из частых вопросов, с которым сталкиваются начинающие моделисты, является выбор путевого материала. Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно серьёзный вопрос, таящий в себе подводные камни. Как показала многолетняя практика, многие моделисты выбору рельс уделяют минимум внимания, как правило, довольствуясь рельсами, входящими в стартовый набор, и затем докупая аналогичные того же самого производителя, или используя оставшиеся по наследству старые рельсы. Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее, возможно это поможет избежать частых ошибок и сэкономить определённые суммы. А рассматривать мы будем на примере масштаба H0, как наиболее распространённого среди моделистов нашей страны (для масштабов TT и N очень многое аналогично).

Как известно, H0 соответствует масштабу 1:87 с шириной колеи 16,5 миллиметров. Рельсы в этом масштабе широко представлены в том числе и на вторичном рынке. Условно их можно разделить на 2 типа - это П-образные рельсы и профильные рельсы. П-образные рельсы называются так из-за того, что производились они путём изгибания стальной пластины в виде буквы П. Это очень хорошо видно, если посмотреть на торец таких рельс - он напоминает букву П. Такие рельсы получили широкое распространение в 60-70-е годы прошлого века.

Отечественным моделистам хорошо знакомы П-образные рельсы, которые производились в Германской Демократической Республике на различных заводах и поставлять нашу страну под маркой PIKO. Изначально это были достаточно простые рельсы П-образной формы с широкими лапками-опорами, которые устанавливались на шпальной решётке, выполненной из картона.

П-образные рельсы на картонных шпалах
П-образные рельсы на картонных шпалах

Постепенно рельсы совершенствовались, шпальная картонная решётка была заменена на пластиковую, лапки-опоры, придававшие рельсам вид игрушечных, были убраны. В таком виде П-образные рельсы выпускались в больших количествах. Для своего времени это были достаточно неплохие рельсы, которые помогали удовлетворить потребности моделистов.

Ассортимент П-образных рельс в нашей стране был минимален. Моделистам предлагалось два типа радиусных рельс 760 или 880 миллиметров, прямые рельсы, стрелки с ручным и электрическим управлением, перекрестье, а также дополнительные аксессуары - тупик, расцепитель, блок-сигнал светофора и т.д. Высота рельса была около двух с половиной миллиметров, толщина шпальный решётки варьировать в зависимости от завода изготовителя, и встречалась 4 разных размеров, отличавшихся друг от друга на доли миллиметра.

В настоящее время П-образные рельсы сняты с производства и встретить их можно только на вторичном рынке - в комиссионных магазинах, на барахолках и т.п. Мы не советуем покупать эти рельсы, так как они не только морально устарели, но и, в силу их маленьких радиусов, эксплуатация современных моделей на них ограничена только небольшими, короткобазными моделями. Также, как правило, подобные рельсы находятся в не очень хорошем состоянии в силу возраста, вплоть до появления ржавчины, что приводит к нарушению электрических контактов и возможному загрязнения колёсных пар подвижного состава. Несмотря на всю привлекательность по цене, а зачастую такие рельсы можно приобрести по 10-20 рублей за штуку, а то и дешевле, покупка их не выгодна. Покупать их имеет смысл только в том случае, если у Вас остался от прошлых времён большой комплект подобных рельс, и использоваться они будут для игры маленькими детьми, то есть, если и сломали, то не жалко выбросить. Ещё один вариант использования прямых П-образных рельс - для размещения моделей на полках. В этом случае такие рельсы волне можно использовать. К сожалению, для использования с современным подвижным составом П-образные рельсы совершенно не подходят.

В семидесятых годах прошлого столетия многие западные фирмы приступили к выпуску профильных рельс. Для того времени это было большой скачок вперёд. В отличие от П-образных, профильные рельсы наиболее точно соответствует настоящим рельсам, используемым на железной дороге в реальной жизни. Профиль таких рельс представляет из себя букву I. Профильные рельсы первых выпусков имели высоту 2,5 мм.

Профильные рельсы
Профильные рельсы

Одновременно с выпуском профильных рельс, фирмы-производители стали предлагать специальные переходники - короткие участки, с одной страны имеющие коннекторы для соединения с П-образными рельсами, с другой стороны - для использования с профильными рельсами. Использование таких переходников позволяло моделистам достаточно безболезненно и постепенно переходить на новые рельсы, одновременно продолжая использовать и имеющиеся П-образные.

Переходники с П-образных на профильные рельсы
Переходники с П-образных на профильные рельсы

Большой ассортимент новой серии, а также возможность использования одновременно со старым типом рельс, позволили профильным рельсам достаточно быстро завоевать рынок. Со временем производители стали выпускать путевой материал с меньшей высотой рельса. Наиболее широкое распространение в настоящий момент получили рельсы высотой 2,1 мм или код 83 по американской терминологии. Постепенно многие производители стали отказываться от рельс высотой 2,5 мм, поскольку они смотрелись достаточно неестественно и грубо, в отличие от рельс 2,1 мм, которые к тому же более точно соответствуют масштабу H0. В настоящее время рельсы 2,5 мм остались в производственной линейке таких фирм как Bachmann, Mehano, Piko, Fleischmann, Atlas и некоторых других.

Необходимо сказать, что первоначальные восторженные отклики пользователей по поводу хорошего качества и внешнего вида профильных рельс несколько утихли после первых опытов эксплуатации. Со временем жесткость соединения уменьшается

Оказалось, что соединители у профильных рельс не рассчитаны на частые сборки/разборки при раскладывании путей на столе или на полу. При такой эксплуатации соединители очень быстро теряли жёсткость, что приводило к нарушению геометрии собранных путей, в результате локомотивы и вагоны сходили с рельс. Если соединители у П-образных рельс можно было легко восстановить, поджав боковины рельс и выпрямив штырь, в профильных рельсах поджимание соединителя пассатижами к исправлению ситуации не приводит, как правило, необходима замена соединителей на новые. Несмотря на подобный недостаток, покупатели, приобретавшие профильный рельсовый материал для использования на макетах, были очень довольны, поскольку ассортимент подобных рельс весьма разнообразен, а фиксация путей на макете полностью решала проблему не слишком надёжных соединителей.

Что же касается решение вопроса о надёжности соединений при использовании рельс в игровых целях для сборки и разборки путей на столах или полу, выход нашёлся достаточно простой -производители предложили покупателем линейку рельс с балластной призмой. Конструкция таких рельс представляет из себя стандартные рельсы, которые уложены на балластную призму и, в зависимости от производителя, могут быть отсоединены от балластной призмы при необходимости (например, рельсы производства Atlas), либо составлять с призмой единое целое, как, например, ROCOGeoline.

Рельсы Atlas можно отсоединить от балластной призмы и использовать как обычные.
Рельсы Atlas можно отсоединить от балластной призмы и использовать как обычные.

Подобные рельсы с балластной призмой, помимо соединителей на самих рельсах, имеют специальный замки на балласте, которые придают продольную жёсткость и не позволяют так легко разбалтываться соединённым между собой рельсовым участкам и нарушать геометрию собранного круга/овала. В результате достигается столь необходимая жёсткость и прочность соединения отдельных участков.

Соединение  ROCOGeoline
Соединение ROCOGeoline

Однако нужно понимать, что подобный вид путевого материала с балластной призмой представляет из себя достаточно упрощённый вариант, и использовать его, как правило, имеет смысл именно для сборки/разборки временных схем, для игры на полу или столе. То есть, скажем так, это больше «детский» вариант. Именно поэтому ассортимент подобных рельс у производителей не так велик и разнообразен, как как ассортимент рельс без балластной призмы. Например, на момент написания статьи (август 2015) в серии Geoline на балластной призме у популярного производителя ROCO имеется уже много лет всего лишь три различных радиуса в ассортименте, тогда как в серии ROCOline (без балластной призмы) у этого же производителя представлены восемь радиусов. Исключения из этого правила составляют лишь рельсы на балластной призме компании Marklin, но они предназначены исключительно для работы с подвижным составом переменного тока, а также рельсы компании Fleischmann (серия Profi) – однако путевой материал этой серии имеет морально устаревшую высоту рельса 2,5 мм.

Рельсы  Marklin
Рельсы Marklin

Таким образом, при выборе между рельсами с балластной призмой и без неё, нужно основываться на том, будете ли Вы использовать рельсы на макете, или Вы будете собирать и разбирать круг из рельс на столе для временной игры. Естественно, что для сборки-разборки путей на столе или полу использовать лучше путевой материал с балластной призмой, а если Вы строите макет, здесь наиболее оправданно использовать рельсы без балласта, поскольку такие рельсы на макете закрепляются жёстко, с помощью специальных гвоздиков, шурупов или клея, и в результате сразу же снимается вопрос о надёжности соединений. Тем более что при создании макета, моделисты предпочитают делать самостоятельно балластные призмы как на основе собственных идей, так и используя различные материалы, имеющиеся в модельных магазинах.

Перекрестье  ROCO серии  ROCOLine
Перекрестье ROCO серии ROCOLine

После того, как Вы сделаете выбор между рельсами с балластом и без него, необходимо определиться, какой фирмы рельсовый материал Вы будете использовать. Казалось бы, что здесь не должно быть никаких противоречий и подводных камней, масштаб то один, но это не так. Помимо того, что каждая фирма использует свой собственный дизайн и цвет шпал, балласта, и даже самих рельс, нужно учитывать и другие вопросы. Например, может возникнуть непредвиденная проблема, если у Вас имеется большая коллекция старых моделей времён ГДР, и Вы решили приобрести для них новый, современный путевой материал высотой 2.1 мм. Дело в том, что модели, выпускающиеся во второй половине прошлого века, имели большую реборду (выступающий край на ободе железнодорожного колеса, предохраняющий его от схода с рельса), как на вагонах, так и на локомотивах. При попытке использовать вагон с такими колёсными парами на рельсах высотой 2.1 мм, очень большая вероятность, что вагон не сможет плавно катиться по рельсам, так как вместо того, чтобы опираться на рельсы, колёса будут просто буквально скакать по шпалам и вагон будет постоянно подпрыгивать при движении. Здесь есть два выхода - если у Вас большой парк вагонов и очень много локомотивов, которые Вы хотите оставить в своей коллекции, тогда Ваш выбор это рельсы высотой 2.5 мм. Если же в коллекции у Вас есть только вагоны, но очень мало локомотивов или их нет совсем, или Вы планируете в ближайшем будущем избавиться от локомотивов, поменяв их на современные цифровые модели, то оставшиеся вагоны можно перевести на рельсы 2.1 мм, просто заменив старые колёсные пары на современные. Наборы колёсных пар сейчас выпускают многие фирмы. Это недорогой и очень простой способ поставить Ваши любимые старые вагоны на современные путевые материалы.

Для тех моделистов, кто только начинает коллекционировать модели, мы советуем изначально остановить свой выбор на рельсах высотой 2.1 миллиметра, тем более ассортимент таких рельс наиболее широко представлен на рынке.

Рельсы производства MTH высотой 2.1 мм, с рерайлером – приспособлением для установки локомотивов и вагонов на пути.
Рельсы производства MTH высотой 2.1 мм, с рерайлером – приспособлением для установки локомотивов и вагонов на пути.

После того, как Вы определитесь с высотой рельс, Вам нужно выбрать, какого производителя рельсовый материал Вы будете приобретать. А для того, чтобы выбор сделать правильно, нужно решить для себя, модели каких фирм Вы будете коллекционировать. Дело в том, что сейчас на рынке представлено большое количество интересных моделей как европейских, так и американских производителей, причём часто встречаются, например, интереснейшие модели немецких паровозов, изготовленные американскими компаниями. Несмотря на то, что эти модели выполнены в одном масштабе H0 c шириной рельс 16.5 мм, для всех из них есть некоторые тонкости, которые часто не учитывают начинающие моделиста. Расскажем об этом подробнее.

Исторически сложилось, что европейские производители используют для своих моделей колёсные пары с чуть большей ребордой, чем это делают американские компании. За счёт этого для европейских моделей требуются меньшие допуски при изготовлении путевого материала, чем для американских. У американских моделей реборды на колёсах очень маленькие, в стремлении наиболее точно соответствовать масштабу. Поэтому рельсы для американских моделей должны быть выполнены точно в соответствии со всеми стандартами Национальной Ассоциации Железнодорожных моделей США (NMRA)

(официальный документ смотрите здесь http://www.nmra.org/sites/default/files/standards/sandrp/pdf/rp-15.1.pdf).

Чем это грозит моделистам? Практика показывает, что при движении больших локомотивов, а особенно паровозов, американских производителей по рельсам европейских фирм, даже с учётом рекомендованного минимального радиуса, передняя тележка локомотива сходит с рельс. Связано это с тем, что к американским рельсам применяются более жёсткие требования по геометрии самого рельса. Несколько лет назад, после получения многочисленных отзывов об этой проблеме, мы провели простой эксперимент. Были собраны два круга одного и того же радиуса, заведомо превышающего минимально рекомендованный для испытуемой модели паровоза от компании MTH. Один круг был собран из рельс европейского производителя ROCO, второй – из рельс американского производителя Atlas. Паровозу в обоих случаях была задана одна и та же скорость. В результате, паровоз на американских рельсах бежал как по маслу, а вот на европейских рельсах при скорости чуть выше средней передняя тележка паровоза постоянно сходила с рельс. То есть паровоз однозначно требовал использовать ещё больший радиус. Проблема же в том, что мы испытывали паровоз на рельсах радиусом 24 дюйма (610 мм) – максимально возможный из стандартных, и бОльший радиус у европейских производителей путевого материала не только сложно найти, но ведь ещё и нужно найти место, где этот огромный круг разместить в квартире!

Для чистоты эксперимента мы проверили ход ещё двух американских локомотивов – результат был аналогичным. А вот европейские модели катались по американским рельсам идеально, абсолютно без нареканий!

Таким образом, можно сделать вывод - если Вы не планируете использовать модели американских фирм-производителей, а это, повторимся, совсем необязательно модели именно американских локомотивов, это могут быть и интересные модели европейских паровозов, это могут быть модели вагонов, поставляемых ранее в Россию, и т.п., если Вы не планируете использовать такие модели, Вы можете совершенно спокойно покупать путевой материал европейских фирм, например ROCO. Если же Вы будете катать и модели американских производителей, тогда обязательно посмотрите в сторону путевого материала, выпускаемого именно американскими компаниями. На самом деле, их не так много. Самые популярные из них, это KATO и Atlas.

KATO – это всемирно известная японская компания, но имеет свой филиал в США. Рельсы KATO весьма и весьма хорошего качества, но они очень дорогие, в результате чего не получили широкую популярность в нашей стране, в отличии от Atlas. Atlas – старейшая американская компания, специализируется на выпуске моделей американских локомотивов и вагонов, а также относительно недорогих высококачественных рельс как с балластом так и без балласта. Можно с уверенностью сказать, что Atlas - самые популярные рельсы в США. Рекомендуем и Вам присмотреться к ним повнимательнее.

Рельсы Atlas с балластной призмой и без
Рельсы Atlas с балластной призмой и без

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время имеет смысл покупать только профильные рельсы. Определившись с высотой рельс (2.5 мм или 2.1 мм), подумайте о том, модели каких производителей Вы будете использовать - если только модели европейских фирм-производителей, то совершенно спокойно покупайте ROCO (2.1 мм), Fleischmann, PIKO (2.5 мм). Если Вы планируете катать модели американских производителей, лучше выбрать KATO или наиболее оптимальный по цене и качеству Atlas.

Если Вы планируете строить макет, однозначно Ваш выбор - рельсы без балластной призмы, а вот если Вы будете катать модели на полу или столе и только собирать/разбирать рельсы, обратите своё внимание на выбор рельс с балластной призмой. Для европейских моделей это может быть ROCOGeoline, для американских это универсальные рельсы Atlas с балластной призмой. Небольшой совет напоследок - если Вы строите макет, не покупайте сразу большое количество рельсового материала. Воспользуйтесь сначала любой программой, создающей путевые схемы макета, или используйте специальные шаблоны для раскладки путей - это поможет Вам сэкономить средства и не покупать лишний путевой материал.