Найти тему

Видимость общения с ребенком, или У детей должно быть право голоса

Оглавление

Свободное время вы проводите со своим малышом: вместе играете, гуляете, ходите в театр и зоопарк, занимаетесь спортом, полезными делами и т.д. Вашим вниманием ребенок не обделен. Вам кажется, что вы много и должным образом общаетесь, постоянно разговариваете с ним. Но, возможно, вы ошибаетесь. Общение с ребенком – дело тонкое и многогранное.

Три простых примера

Говорить ребенку, говорить вместо ребенка и говорить с ребенком – это три разные вещи. И, к сожалению, не все взрослые это понимают. Иногда мамы готовы взять на себя его право, желание и даже обязанность отвечать на вопросы и самостоятельно говорить.

Предположим, мама собирается пойти в магазин, а пятилетний малыш должен остаться на это время один дома.

Первый вариант. Женщина говорит ребенку: «Женя, я схожу за хлебом и молоком, а ты займись чем-нибудь. Можешь порисовать. Не безобразничай и не скучай. Пока». Мама выходит из квартиры.

Второй вариант. Женщина говорит ребенку: «Мама уходит в магазин, а что будет делать Женя? Наша деточка не станет безобразничать. Женя у нас пока порисует. Что нарисует наш мальчик? Он нарисует красивую машинку. Женя не будет скучать. Мама скоро вернется, и он покажет ей свой рисунок. Правда, маленький?». Мама закрывает дверь.

Третий вариант. Женщина говорит, что уходит в магазин, затем обращается к ребенку: «Женя, чем ты займешься, пока меня не будет?». Она ждет ответа и получает его: «Я порисую». «Что ты хочешь нарисовать?» - спрашивает мама. «Я нарисую машинку», - отвечает Женя. «Хорошо. Когда вернусь, обязательно посмотрю, что у тебя получилось. Не скучай. Пока», - произносит мама. «До свидания, мамочка», - говорит мальчик.

Первый вариант общения, точнее, короткий монолог мамы, в котором она дает некую инструкцию ребенку, допустим, а в некоторых случаях даже предпочтителен. Третий вариант – это настоящий диалог, в котором мама задает вопросы и получает на них полноценные ответы. И это самый оптимальный, правильный образец общения. А вот во втором варианте создается лишь видимость общения. Мама задает вопросы и сама же на них отвечает, что недопустимо в разговоре с ребенком, начинающим осваивать речь или уже владеющим ею.

Поговорили…

Такое нередко случается. У подъезда встречаете соседей с нижнего этажа, маму с четырехлетним сыном. Здороваетесь с ними и обращаетесь к мальчику: «Гулять идешь?». «Да, Димочка в песочнице гараж будет строить», - отвечает женщина. «Какой грузовик красивый! Кто же тебе его подарил?», - спрашиваете его. «Это бабушка Димочке такую машинку купила», - отвечает мама. Вы задаете еще несколько вопросов мальчику, на которые получаете исчерпывающие ответы женщины. Дима все это время стоит, опустив голову, и мило улыбается. За несколько минут общения у него ни разу ни появилось желания что-то сказать вам или дополнить фразы матери. Женщина ни разу не предоставила возможности ребенку самому отвечать на вопросы.

Существует еще один вариант того случая, когда мама говорит вместо ребенка и отвечает на вопросы, задаваемые не ей, а ему. Эта разновидность речевого взаимодействия легко узнается по часто произносимым женщиной «мы», «у нас», «нам». Вероятно, и вам в «разговоре» с ребенком приходилось слышать от некоторых мам нечто подобное: «Мы пошли в детский сад; У нас там появилась подружка; Воспитательница нас любит» или «Мы уже ходим в школу; Нам тяжело дается математика; Нас обижают плохие мальчики; Летом мы поедем на дачу к бабушке».

Лишение малыша права голоса

Отсутствие у ребенка самостоятельности в речевом поведении часто объясняется не вполне осознанным желанием матери обезопасить его. Иногда мама недооценивает способности малыша, поэтому все делает за него. Своеобразное стремление предохранить ребенка от сложностей жизни приводит к отставанию в развитии его речи. Кроме того, слишком привязанный к своему родителю ребенок, как правило, не может принимать самостоятельных решений, избегает взаимодействия с другими людьми. Ребенок, лишенный права голоса, очень тяжело переносит разлуку с матерью. В коллективе он необщительный, у него нет друзей. Воспитатели или учителя не всегда понимают, чего он хочет, что чувствует в тех или иных затруднительных ситуациях.

Каждая мама должна осознавать, что у ребенка есть свои собственные потребности в речевом взаимодействии, их необходимо учитывать, принимать и развивать. Мама и малыш – это два разных человека, со своими интересами, желаниями, оценками происходящего. И это не только нормально, но и замечательно. Поэтому следует всеми способами поддерживать любое словесное проявление собственных желаний и чувств ребенка.

Следите за своей речью. Существует отрицательный элемент общения с ребенком - это риск перегрузить его своей речью. Если вы в разговорах постоянно доминируете и определяете тему, даже если малыш способен терпеть такое ограниченное общение, пользы ему от такого «взаимодействия» с вами нет никакой.

Чем хорош хороший воспитатель или учитель

Иногда малыш проводит все свое время не с мамой, а с няней или бабушкой. В этом случае стоит обратить внимание на речевое поведение этих женщин. Если они грешат тем, что говорят не с ребенком, а говорят ему и вместо него, то ситуацию надо срочно исправлять.

В наши дни у родителей есть право выбора не только детского сада или школы, но и воспитателя или педагога. Как показывает практика, не всегда стоит полагаться на большой опыт наставника, его звания и заслуги, отзывы руководства и других родителей. Необходимо посетить занятия или уроки и оценить манеру речевого поведения учителя.

Очень важно, сколько и как педагоги говорят с детьми. Нередки случаи, когда они чересчур полагаются на свою речь, но не стараются, чтобы ученики правильно формулировали ответы. И, бесспорно, нет никакой эффективности в обращенных к детям вопросах, не предусматривающих ответов. Кроме того, излишне требовательный стиль в общении с учениками мешает стимуляции речевого взаимодействия. Конечно, хорошо, когда воспитатель или учитель – человек строгий, но во всем должна быть мера. Иногда дома ребенок гораздо активнее словесно проявляет свое знание материала. Ученики, перегруженные речью педагога, могут очень быстро научиться не отвечать на его вопросы или отвечать лишь одним-двумя словами, что не дает должного стимула для их развития.

И еще. В повседневной жизни все мы придаем значение тому, чтобы что-то сказать или напомнить ребенку, о чем-то его попросить, в чем-то его убедить и т.д. Серьезное внимание к детям всегда похвально. Но нередко мы, взрослые, забываем о том, что надо слушать ребенка. Слушать и слышать.

Татьяна Порецких