После революции 1917-го года в России сменился строй и руководство. Былые порядки были упразднены, и началось строительство нового государства. Естественно, что новое не отрицало наработки прошлого. Это же касается и вооружений. Танкетки, орудия и бронеавтомобили былой армии использовались по обе стороны фронта в Гражданской войне. Для многих образцов это стало последним конфликтом, так как оружие, созданное по канонам Первой мировой войны к началу новых сражений было морально устаревшим. Но были образцы, которые не только пережили революцию, но и успешно сражались под новым флагом совсем другой страны. О таком образце мы сегодня и поговорим.
Противоаэропланная пушка
Как бы это было не парадоксально, но зенитная артиллерия на несколько лет пережила авиацию. Еще в 1910 году были созданы САУ с большими углами возвышения орудия, представлявшие собой пушки на грузовых платформах автомобилей. Их целью были аэростаты, которые корректировали артиллерию. Так, французы пытались приспособить 75-мм орудие образца 1897 года на автомобильное шасси, что можно считать прообразом ЗСУ. В тоже время, немцы вели работы по установке 77-мм орудия на шасси 1,5-тонного грузовика.
Эту тенденцию понимали и в России. Так, капитан Главного артиллерийского управления, Тарновский В. В. разработал прицельные приспособления и рассеивающий снаряды механизм. С этими наработками капитан пришел к технологу Путиловского завода – Ф.Лендеру, который проработал «артиллерийскую» составляющую будущего оружия.
Орудие калибра 76,2 мм обладало длиной ствола в 30 калибров. Угол возвышения зенитной пушки составлял 65 градусов, что позволяло вести стрельбу по воздушным целям. При этом, досягаемость по высоте превышала 6 километров, что значительно превышало возможности авиации того периода. К слову, созданный в 1917 году немецкий самолет Albatros D.V обладал практическим потолком в 6,1 километр.
Проект был оценен комиссией ГАУ, которая одобрила выпуск пушки Тарновского-Лендера под обозначением 8-К, заказав начальную партию в 12 единиц. Орудие признали перспективным, так как оно могло эффективно бороться не только с аэростатами, но и самолетами противника.
Первые зенитчики
В конце 1914 года новое орудие успешно прошло испытания, после чего 5 пушек из первой партии стали частью зенитных самоходок. Пушку Трановского-Лендера устанавливали на платформу грузовика «Руссо-Балт». Машина представляла собой грузовое шасси Т40-65 бронированной кабиной (хромо-никелевая броня толщиной в 6 мм) в кузов которого на поворотном лафете устанавливали орудие. Для устойчивости, по бортам машины устанавливались откидные упоры, а для оперативного пополнения боекомплекта были разработаны «зарядные ящики» - транспортно-заряжающая машина на шасси грузовика «Руссо-Балт Тип М». Эти автомобили вмещали 96 снарядов и до 330 килограмм горюче-смазочных материалов.
Кроме отечественных конструкций, базой для 76-мм пушки становились и американские грузовики White TAD, доработанные на Путиловском заводе. Из 148 орудий, выпущенных до 1917 года – 36 были установлены на автомобили.
После пробега и стрельб на Петроградском полигоне первые четыре машины отправились на фронт. Подразделение под командованием штабс-капитана Тарновского действовало в составе 5-й армии, где проявило высокую эффективность. Согласно сохранившимся сведениям, за 1916 год из 10 самолетов, атаковавших и разведывавших позиции 5-й армии, 4 было сбито.
Прощай, шасси – но не пушка
Несмотря на высокие результаты, продемонстрированные оружием Тарновского-Лендера, конструкцию признали слишком дорогой. На роль «противоаэропланных» пушек планировалось переквалифицировать артиллерию меньшего калибра. Но революция внесла существенные коррективы в эти планы. С 1917 года обрывается путь первой отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского. Неизвестна судьба и четырех зенитных самоходок «Руссо-Балт» вместе с заряжающими машинами – возможно, они были потеряны на фронте, а может – стали трофеем противника.
Больше «повезло» зениткам на шасси White TAD: уже в составе Красной армии они пробыли на вооружении до 1930-х годов. Несколько машин из состава Северо-Западной армии генерала Юденича были переданы эстонским дивизиям перед провальным наступлением на Петроград.
А вот срок службы орудия оказался долгим. Весной 1918 года рабочие Путиловского завода собрали произведенные орудия для формирования трех зенитных батарей, принимавших участие в Гражданской войне. В частности, было учреждено управление ПВО Москвы, целью которого была защита Кремля от авианалетов. После войны орудие Лендера-Тарновского было модернизировано. В 1928 году длину ствола увеличили до 55 калибров, что позволило «доставать» цели на высоте в 8 километров. Боекомплект пушки унифицировали с дивизионными орудиями аналогичного калибра, добавив в их перечень специальные выстрелы.
Тем временем, в 1931 году немецкий инженер Эдвард Гроте начал проектирование своего танка в СССР. Известный как ТГ («Танг Гротте») вооружался двумя орудиями – калибра 37-мм и 76,2-мм. Последнее (под названием А-19) было разработано на основе пушки Лендера-Тарновского. Орудие модернизировали с учетом стесненных объемов башни прототипа – был добавлен гильзоулавливатель и дульный тормоз, а люлька была переделана. Этот образец вооружения был самым мощным танковым орудием своего времени, но отказ от танка ТГ помешал серийной «жизни» танковой пушки А-19.
Это еще не конец!
Серийный выпуск 8-К продолжался до 1934 года на заводе №8 в Подмосковье. За это время было создано более 1000 орудий, применявшихся на автомобилях, бронепоездах, колесных лафетах и кораблях. В последнем амплуа орудие дореволюционной конструкции встретило Великую Отечественную войну. 76,2-мм пушка Лендера-Тарновского устанавливалась на катера, тральщики и канонерские лодки. В частности, это орудие было на борту речных бронекатеров проекта 1125, а ледокол «И. Сталин» получил целых четыре 76,2-мм пушки.
Стоит оговориться, что уже к 1942 году на большинстве речных катеров и эсминцев стали менять орудие Лендера-Тарновского на более совершенные пушки Ф-34. Та же участь ожидала и орудия, установленные на бронепоездах. И причин тому было две: характеристики и ресурс. Большинство орудий находились в строю не один десяток лет, что привело к сильному износу. С другой стороны, скорость наведения пушки не соответствовала техническому уровню авиации того времени. Ствол поднимался вверх на скорости в 2 градуса в секунду, а скорость горизонтального наведения составляла 3,6 град.\сек. Иначе говоря, «догнать» самолеты, летящие на скорости выше 200 км\ч, пушка уже не могла. Что, впрочем, неудивительно, ведь создавалась «пушка-долгожитель» в то время, когда дирижабль или аэростат были самой быстрой воздушной целью.
Как бы там ни было, а немногие образцы артиллерии могут «похвастаться» такой долгой и насыщенной службой, какая выдалась на век пушки Лендера-Тарновского. Несмотря на то, что первых зенитных самоходок до наших дней не осталось, само 76,2-мм орудие можно увидеть в Крыму – на памятнике советским десантникам в Крыму.