Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

САУ 8-К: от Первой мировой - до Великой отечественной войны

Оглавление

После революции 1917-го года в России сменился строй и руководство. Былые порядки были упразднены, и началось строительство нового государства. Естественно, что новое не отрицало наработки прошлого. Это же касается и вооружений. Танкетки, орудия и бронеавтомобили былой армии использовались по обе стороны фронта в Гражданской войне. Для многих образцов это стало последним конфликтом, так как оружие, созданное по канонам Первой мировой войны к началу новых сражений было морально устаревшим. Но были образцы, которые не только пережили революцию, но и успешно сражались под новым флагом совсем другой страны. О таком образце мы сегодня и поговорим.

Французское орудие образца 1987 года, установленное на шасси автомобиля, на страже подступов к Парижу, 1917 год
Французское орудие образца 1987 года, установленное на шасси автомобиля, на страже подступов к Парижу, 1917 год

Противоаэропланная пушка

Как бы это было не парадоксально, но зенитная артиллерия на несколько лет пережила авиацию. Еще в 1910 году были созданы САУ с большими углами возвышения орудия, представлявшие собой пушки на грузовых платформах автомобилей. Их целью были аэростаты, которые корректировали артиллерию. Так, французы пытались приспособить 75-мм орудие образца 1897 года на автомобильное шасси, что можно считать прообразом ЗСУ. В тоже время, немцы вели работы по установке 77-мм орудия на шасси 1,5-тонного грузовика.

Германская 7.7 cm Leichte Kraftwagengeschütze M1914 на позиции. Август, 1917 года
Германская 7.7 cm Leichte Kraftwagengeschütze M1914 на позиции. Август, 1917 года

Эту тенденцию понимали и в России. Так, капитан Главного артиллерийского управления, Тарновский В. В. разработал прицельные приспособления и рассеивающий снаряды механизм. С этими наработками капитан пришел к технологу Путиловского завода – Ф.Лендеру, который проработал «артиллерийскую» составляющую будущего оружия.

Штабс-капитан Тарновский В.В на первой зенитной самоходке - "Руссо-Балт Тип Т"
Штабс-капитан Тарновский В.В на первой зенитной самоходке - "Руссо-Балт Тип Т"

Орудие калибра 76,2 мм обладало длиной ствола в 30 калибров. Угол возвышения зенитной пушки составлял 65 градусов, что позволяло вести стрельбу по воздушным целям. При этом, досягаемость по высоте превышала 6 километров, что значительно превышало возможности авиации того периода. К слову, созданный в 1917 году немецкий самолет Albatros D.V обладал практическим потолком в 6,1 километр.

Albatros D.Va - один из лучших самолетов Первой мировой. Для противодействия подобной технике возможностей орудия Лендера-Тарнавского было достаточно
Albatros D.Va - один из лучших самолетов Первой мировой. Для противодействия подобной технике возможностей орудия Лендера-Тарнавского было достаточно

Проект был оценен комиссией ГАУ, которая одобрила выпуск пушки Тарновского-Лендера под обозначением 8-К, заказав начальную партию в 12 единиц. Орудие признали перспективным, так как оно могло эффективно бороться не только с аэростатами, но и самолетами противника.

Первые зенитчики

В конце 1914 года новое орудие успешно прошло испытания, после чего 5 пушек из первой партии стали частью зенитных самоходок. Пушку Трановского-Лендера устанавливали на платформу грузовика «Руссо-Балт». Машина представляла собой грузовое шасси Т40-65 бронированной кабиной (хромо-никелевая броня толщиной в 6 мм) в кузов которого на поворотном лафете устанавливали орудие. Для устойчивости, по бортам машины устанавливались откидные упоры, а для оперативного пополнения боекомплекта были разработаны «зарядные ящики» - транспортно-заряжающая машина на шасси грузовика «Руссо-Балт Тип М». Эти автомобили вмещали 96 снарядов и до 330 килограмм горюче-смазочных материалов.

Бронированный "Руссо-Балт" T-40-65 с 76,2-мм орудием на борту
Бронированный "Руссо-Балт" T-40-65 с 76,2-мм орудием на борту

Кроме отечественных конструкций, базой для 76-мм пушки становились и американские грузовики White TAD, доработанные на Путиловском заводе. Из 148 орудий, выпущенных до 1917 года – 36 были установлены на автомобили.

Русские зенитчики на позиции. Базой для этой ЗСУ послужил небронированный грузовик "Руссо-Балт Тип Т"
Русские зенитчики на позиции. Базой для этой ЗСУ послужил небронированный грузовик "Руссо-Балт Тип Т"

После пробега и стрельб на Петроградском полигоне первые четыре машины отправились на фронт. Подразделение под командованием штабс-капитана Тарновского действовало в составе 5-й армии, где проявило высокую эффективность. Согласно сохранившимся сведениям, за 1916 год из 10 самолетов, атаковавших и разведывавших позиции 5-й армии, 4 было сбито.

Прощай, шасси – но не пушка

Несмотря на высокие результаты, продемонстрированные оружием Тарновского-Лендера, конструкцию признали слишком дорогой. На роль «противоаэропланных» пушек планировалось переквалифицировать артиллерию меньшего калибра. Но революция внесла существенные коррективы в эти планы. С 1917 года обрывается путь первой отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского. Неизвестна судьба и четырех зенитных самоходок «Руссо-Балт» вместе с заряжающими машинами – возможно, они были потеряны на фронте, а может – стали трофеем противника.

Русские зенитные пушки на базе американских грузовиков White TCB из состава эстонской национальной армии, 1919 год
Русские зенитные пушки на базе американских грузовиков White TCB из состава эстонской национальной армии, 1919 год

Больше «повезло» зениткам на шасси White TAD: уже в составе Красной армии они пробыли на вооружении до 1930-х годов. Несколько машин из состава Северо-Западной армии генерала Юденича были переданы эстонским дивизиям перед провальным наступлением на Петроград.

Зенитные позиции на подступах к Царскому селу, 1916 год
Зенитные позиции на подступах к Царскому селу, 1916 год

А вот срок службы орудия оказался долгим. Весной 1918 года рабочие Путиловского завода собрали произведенные орудия для формирования трех зенитных батарей, принимавших участие в Гражданской войне. В частности, было учреждено управление ПВО Москвы, целью которого была защита Кремля от авианалетов. После войны орудие Лендера-Тарновского было модернизировано. В 1928 году длину ствола увеличили до 55 калибров, что позволило «доставать» цели на высоте в 8 километров. Боекомплект пушки унифицировали с дивизионными орудиями аналогичного калибра, добавив в их перечень специальные выстрелы.

Пушка Лендера-Тарновского на платформе бронепоезда из состава сил Российского правительства адмирала Колчака, 1919 год
Пушка Лендера-Тарновского на платформе бронепоезда из состава сил Российского правительства адмирала Колчака, 1919 год

Тем временем, в 1931 году немецкий инженер Эдвард Гроте начал проектирование своего танка в СССР. Известный как ТГ («Танг Гротте») вооружался двумя орудиями – калибра 37-мм и 76,2-мм. Последнее (под названием А-19) было разработано на основе пушки Лендера-Тарновского. Орудие модернизировали с учетом стесненных объемов башни прототипа – был добавлен гильзоулавливатель и дульный тормоз, а люлька была переделана. Этот образец вооружения был самым мощным танковым орудием своего времени, но отказ от танка ТГ помешал серийной «жизни» танковой пушки А-19.

Это еще не конец!

Зенитные вагоны бронепоезда №44, 1920 год
Зенитные вагоны бронепоезда №44, 1920 год

Серийный выпуск 8-К продолжался до 1934 года на заводе №8 в Подмосковье. За это время было создано более 1000 орудий, применявшихся на автомобилях, бронепоездах, колесных лафетах и кораблях. В последнем амплуа орудие дореволюционной конструкции встретило Великую Отечественную войну. 76,2-мм пушка Лендера-Тарновского устанавливалась на катера, тральщики и канонерские лодки. В частности, это орудие было на борту речных бронекатеров проекта 1125, а ледокол «И. Сталин» получил целых четыре 76,2-мм пушки.

Танк ТГ во время испытаний, 1931 год. Основным орудием была модернизированная 76,2-мм пушка, делавшая прототип самым вооруженным танком в мире
Танк ТГ во время испытаний, 1931 год. Основным орудием была модернизированная 76,2-мм пушка, делавшая прототип самым вооруженным танком в мире

Стоит оговориться, что уже к 1942 году на большинстве речных катеров и эсминцев стали менять орудие Лендера-Тарновского на более совершенные пушки Ф-34. Та же участь ожидала и орудия, установленные на бронепоездах. И причин тому было две: характеристики и ресурс. Большинство орудий находились в строю не один десяток лет, что привело к сильному износу. С другой стороны, скорость наведения пушки не соответствовала техническому уровню авиации того времени. Ствол поднимался вверх на скорости в 2 градуса в секунду, а скорость горизонтального наведения составляла 3,6 град.\сек. Иначе говоря, «догнать» самолеты, летящие на скорости выше 200 км\ч, пушка уже не могла. Что, впрочем, неудивительно, ведь создавалась «пушка-долгожитель» в то время, когда дирижабль или аэростат были самой быстрой воздушной целью.

76,2-мм зенитная пушка в качестве памятника советским десантникам в Крыму, на косе Тузла
76,2-мм зенитная пушка в качестве памятника советским десантникам в Крыму, на косе Тузла

Как бы там ни было, а немногие образцы артиллерии могут «похвастаться» такой долгой и насыщенной службой, какая выдалась на век пушки Лендера-Тарновского. Несмотря на то, что первых зенитных самоходок до наших дней не осталось, само 76,2-мм орудие можно увидеть в Крыму – на памятнике советским десантникам в Крыму.

Спасибо за внимание! Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал. Для обсуждения материала – прошу в комментарии. А по ссылкам ниже – материалы о других образцах вооружения, переживших свою эпоху:

-Sd.Kfz. 251: немецкий БТР Второй мировой на службе Чехословакии

-Т-34-85 во время войны в Анголе

-Т-34 в Йемене: последняя война легендарной машины