Художник воды и эфемерности, мастер цвета и света, Клод Моне освободил картинку от академической строгости своим желанием запечатлеть момент, атмосферу и взаимодействие света и форм.
Французы никогда не отставали от импрессионизма, движение которому, не намереваясь, дала название одна из работ Моне - "Impression"(Восходящее солнце), которую показывали на выставке 15 апреля 1874 года в мастерской фотографа Надара.
Один из критиков данного мероприятия, Луи Леруа, поддержал термин импрессионизм в разрушительной критике : "В том, что это впечатление(impression), у меня не было сомнения. Эскизы для узора обоев и то выглядят более законченными, чем этот морской пейзаж", тем самым дал название движению, которое в недалеком будущем произвело революцию в живописи. Саму картину "Впечатление" можно обозвать символическим стартом этого направления.
Для Моне писать на улице было верностью истине; часть его картин попадала в студию, но целью всегда было сохранить влияние света и времени на природу или город. Примером этому может служить цикл картин Руанского собора. Живописец аж 31 раз написал собор при разном освещении, разной погоде и в разное время суток. На самом деле задачей Моне был не собор, а именно свет и изменчивость во времени, а поверхность готической постройки всего лишь служила фоном. Клод Моне хотел запечатлеть как архитектура собора по-разному отражала и принимала на себя свет и поэтому он сразу работал на нескольких мольбертах.
На одном холсте писал утром, потом с изменением солнечных лучей переходил к другому, дабы изобразить полдень и так далее, и на следующий день снова возвращался к первой картине, при всем этом часто менялась погода: шел дождь, туман. Эту серию нужно смотреть вместе, сравнивать и наблюдать как меняются время суток, погодные условия,освещение и просто испытывать восхищение от того, как художник смог изобразить такую переменчивость с помощью красок с палитрой и холста.
Способность Моне смотреть на реальность через живопись приводила его к дверям абстракции. Улавливая взаимодействие света и форм, он разлагал целое на фрагменты, размывал объекты и заставлял их сливаться туманным горизонтом и по-новому использовал цвет и мазки.
Есть уйма примеров этой близости к абстракции на протяжении его долгой и плодовитой карьеры. Но хотелось бы остановиться на позднем Моне и его кувшинках.
В течение двух десятилетий французский художник одержимо работал над кувшинками - не только их писал, но и выращивал - он посвятил более 200 картин и панно для оранжереи.
Моне улавливал изменяющиеся отражения поверхности воды с беспрецедентной спонтанностью. Нет горизонта, нет неба, художник концентрируется на пруду и предлагает отчетную поверхность, на которой зритель "должен прилагать постоянные оптические и мозговые усилия для воссоздания вызванного ландшафта". Его мазок был полностью удален из изображения форм. Для него цвет является косвенным условием - отражением, исходящим изнутри предметов, которые, как и призмы, реагируют на падение солнечных лучей. Формальная свобода Моне в его использовании мастихина и плоской живописи очень важна для более поздней живописи.
Подведем итог : как и другие великие художники, Моне, был и новатором и опережал время, в его творчестве ярко проскакивают черты тогда еще не появившегося абстрактного искусства. Он перестал уделать внимание ландшафтам и архитектуре, вместо этого пытался написать свет. "Я бы хотел рисовать так же,как птица поет" сказал Моне.
Друзья, если вам понравилась статья, то поддержите её лайком, а канал - подпиской.