Найти тему
Ziv

Сколько шедевров скрыто в музейных запасниках?

Джозеф Райт «Колизей в лунном свете» тоже лежит в запасниках
Джозеф Райт «Колизей в лунном свете» тоже лежит в запасниках

Ценители музейной живописи наслаждаются лишь малой толикой шедевров: тысячи полотен по-прежнему находятся в плену запасников и фондов. Какие же причины заставляют музейщиков утаивать от публики львиную долю картин?

Самой веской причиной не выставлять все картины в музее является банальная нехватка места. Для примера приведем цифры: знаменитая галерея Тэйт в Лондоне экспонирует 20% своих картин (порядка 14 тысяч полотен). Наша Третьяковка выставляет и того меньше: всего 10% своих шедевров. Один из самых плодовитых художников прошлого века - Пабло Пикассо, написал более тысячи картин. Забавно, что 1221 шедевр испанца хранится в фондах нью-йоркского Музея современного искусства, а публика видит всего 24 из них.

Выставочная площадь - первый и самый логичный довод музейщиков. Но в крупных музеях мира (масштаба Эрмитажа или Британского музея) нашли способ решить эту неувязку при помощи открытых хранилищ. Совместив современные сейф и витрину, музейные сотрудники открывают доступ к прекрасному.

Еще одной причиной не выставлять картины постоянно является техническая. Не всякое пожилое полотно выдержит экспозицию нон-стоп. В силу возраста старинные картины очень хрупки - после пары месяцев выставки им нужен "отдых". Картины помещают в определенный микроклимат минимум на полтора года. Например, Пушкинский музей владеет 250 офортами Рембрандта, но выставляет не все сразу, а по очереди, сериями.

Работа Ван Гога «Человек в красном берете» была завершена в 1888 году
Работа Ван Гога «Человек в красном берете» была завершена в 1888 году

А вот о третьей причине догадается не каждый. Запасники музеев полны картин, авторы которых неизвестны. В любом фонде существует целая очередь на т. н. атрибуцию - опознание автора картин. В процессе многие полотна отбраковываются, так как являются подделками.

А бывает и наоборот: такая история приключилась с портретом Поля Гогена кисти самого Ван Гога. Амстердамский музей хранил его «Человека в красном берете» с 1973 года, полагая, что это подделка. Лишь почти полвека спустя (2002) подлинность полотна была подтверждена экспертами.

Шедевр Пикассо провел полвека в кладовке одного из музеев США
Шедевр Пикассо провел полвека в кладовке одного из музеев США

Еще картину могут неправильно идентифицировать, такой случай был с работой Пикассо «Сидящая женщина в красной шляпе», выполненной в несвойственной художнику манере жеммо. Американский музей в Индиане неверно истолковал слово "жеммо", сочтя его за французскую фамилию.

Очаровательное полотно «Колизей в лунном свете» Джозефа Райта после реставрации решили не выставлять: обновление лишь испортило картину и о нем решили забыть. Сочтя его копией, музейные сотрудники и думать о картине забыли. Правда открылась после полувекового хранения в запасниках: с 2015 года картине официально вернули статус подлинника.