Найти в Дзене
alektogroup.com

Единственный способ правильно обслужить аккумуляторную батарею Toyota Prius

Мы сняли аккумуляторную батарею с автомобиля Toyota Prius. Пробег автомобиля более 300 000 километров. Следы на нескольких гайках, крепящих контакты к элементам АКБ. Хозяин автомобиля категорически отрицал чье-либо воздействие, но следы его слова не подтверждали. АКБ автомобиля Toyota Prius состоит из 28 аккумуляторных батарей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6 аккумуляторов. АКБ производится на совместном предприятии Panasonic – Toyota. Как пишет производитель: «Электролит, используемый в модуле батареи NiMH является щелочной смесью калия и гидроксида натрия. Электролит всасывается в сотовые пластины батареи и обычно не протекает, даже при столкновении.» Каждая из 28 АКБ имеет свой оригинальный номер. В нашем случае последние четыре цифры начинались с 61, затем следовали еще две цифры. Электрические параметры АКБ были измерены с помощью анализатора электрохимических источников питания AEA30V. Ниже приведены полученные результаты, оформленные в виде гистограм

Мы сняли аккумуляторную батарею с автомобиля Toyota Prius.

Пробег автомобиля более 300 000 километров.

-2
-3

Следы на нескольких гайках, крепящих контакты к элементам АКБ. Хозяин автомобиля категорически отрицал чье-либо воздействие, но следы его слова не подтверждали.

АКБ автомобиля Toyota Prius состоит из 28 аккумуляторных батарей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6 аккумуляторов.

АКБ производится на совместном предприятии Panasonic – Toyota.

Как пишет производитель: «Электролит, используемый в модуле батареи NiMH является щелочной смесью калия и гидроксида натрия. Электролит всасывается в сотовые пластины батареи и обычно не протекает, даже при столкновении.»

Каждая из 28 АКБ имеет свой оригинальный номер.

-4

В нашем случае последние четыре цифры начинались с 61, затем следовали еще две цифры.

Электрические параметры АКБ были измерены с помощью анализатора электрохимических источников питания AEA30V. Ниже приведены полученные результаты, оформленные в виде гистограмм.

В гистограммах нумерация отражает фактическое расположение 28 АКБ на основании. Буква «B» в обозначении АКБ в гистограмме не приведена. То есть если в гистограмме мы видим номер элемента «33», значит его оригинальное обозначение оканчивается на «6133B».

Гистограммы активной составляющей сопротивления и напряжения
Гистограммы активной составляющей сопротивления и напряжения

По величине активного внутреннего сопротивления можно определить, что худшими по совпадению параметров – «низкое напряжение» и «высокое сопротивление» являются элементы с номерами, заканчивающимися на «…6131B» и «…6126B».

Напротив, элемент «…6142B» имеет существенно лучшие характеристики относительно элементов с номерами «…6131B» и «…6126B» (но не лучшие из всех 28 элементов).

Гистограмма реактивная составляющая сопротивления и напряжение
Гистограмма реактивная составляющая сопротивления и напряжение

По величине реактивного внутреннего сопротивления (в общем случае оно характеризует емкость элемента) можно определить, что худшими по совпадению параметров –«низкое напряжение» и «низкое сопротивление» также являются элементы «…6131B» и «…6126B».

Элемент «…6142B» опять имеет существенно лучшие характеристики.

Гистограммы полного сопротивления и напряжения
Гистограммы полного сопротивления и напряжения

А вот по величине полного внутреннего сопротивления (импеданса) ничего определить нельзя.

Импеданс - это как раз та величина, которую измеряют недорогие тестеры аккумуляторных батарей (стоимость до 600 долларов США).

Гистограммы приведены для справки и подтверждают лишь то, что система заряда автомобиля зарядила 28-элементную АКБ настолько, насколько это было в ее силах.

Далее была осуществлена проверка выявленных «проблемных» элементов «…6131B» и «…6126B» и, относительно них, неплохого элемента «…6142B». Относительно неплохим называем его потому, что нам известно, каким должно быть активное сопротивление исправного элемента.

У элемента «…6142B» оно на 7-8 % выше, чем у заведомо исправного.

Проверяем выбранные элементы с помощью активатора аккумуляторов AEAC-12V.

-8
-9
-10

Несколько циклов для элемента «…6126B». Мы видим, что сопротивление, на этот раз измеренное активатором, падает, а емкость растет. Но емкость на последнем цикле составляет около 13 % от емкости исправного элемента.

-11
-12

Несколько циклов для элемента «…6131B». Мы видим, что сопротивление, так же падает, а емкость растет. Но емкость еще ниже, чем у «…6126B».

Теперь тестируем тот элемент, который по результатам измерения его параметров должен быть значительно лучше.

-13
-14

Результат – 4.22 Ач из 6.5 Ач заявленных производителем.

Если бы все 28 элементов конкретной АКБ имели такие характеристики, то у хозяина не было бы никаких претензий, он даже не заметил бы снижение емкости на треть от заявленной производителем.

Итак. Для анализа состояния элементов аккумуляторной батареи Toyota Prius необходим анализатор AEA30V и немного опыта.

Для обслуживания требуется активатор AEAC-12V. Потому что только он позволяет обслуживать АКБ поэлементно.

P.S.:

Не забудьте, что аккумуляторную батарею для анализа и обслуживания необходимо демонтировать с автомобиля и отсоединить контакты.

Сами контакты так же необходимо обслуживать – удалять окислы и загрязнения, а затем обрабатывать специальными смазками типа «Liqui Moly» Electronic-Sprey.

-15
-16

Оставлять контакты в том состоянии, какое мы видим на двух предыдущих фото, нельзя.

Обслуживание и тренировка АКБ увеличит срок ее службы и снизит расход топлива.

При этом не надо забывать об обслуживании вспомогательной АКБ автомобилей с гибридной установкой.