Этот пост для родителей, у которых есть первоклашки и они (родители) только начинают "учиться". Вот как не превратить ребенка в плачущего и психованного монстра и, при этом, самому сохранить "родительское лицо любящего и спокойного родителя".
Поясню сразу, что все предложенные лайфхаки (точнее это только первая часть, остальные будут позже) - это мой опыт. Я мама четырех деток. Старшему сыну 20-й год и он заканчивает техникум. Но делиться опытом буду, который не с ним наработала, а со своими дочками. Старшая - второклашка, а младшая - первоклассница. Начну с тех, которые действительно работают. Может кто-то будет не согласен с моими лайфхаками, поэтому прошу делится своими впечатлением и опытом.
Для начала: Уважаемые родители, прежде чем вы начнете делать уроки с ребенком настройте себя на позитив. Конечно, я не предлагаю вам сидеть и по-дураЦки хохотать и рассказывать смешные истории. Хорошее настроение - это залог сохранности ваших нервных клеток. Второе, что рекомендую родителям - это настроить себя и, заодно, ребенка на то, что домашнее задание, каким бы оно ни было делать все равно надо. И, если чувствуете, что начинаете терять самообладание, вспомните о двух обязательных вещах: во-первых, это Ваш ребенок! и принимайте его таким какой он есть, во-вторых, все мы родом из детства и то, в какой обстановке ребенок выполнял домашнее задание, процентов на 70 отразится на его будущем.
Всегда находите то, за что можно похвалить ребенка! Например: "какой замечательный хвостик ты написал букве "а"!; "какая красивая петелька у "двойки", я заметила как ты старался(лась)" и т.д. Да-да, не просто хвалите ребенка, а хвалите за старание. Это очень важно. Бывало, что и конкурсы устраивали: какая буква красивее в строчке. Дочка выбирала и говорила почему. (Вот уже пошли лайфхаки)
Здесь многие начнут возмущаться: мол в первом классе по СанПину вообще нельзя делать домашнее задание. Соглашусь. Но... И как родитель, и, тем более, как учитель прекрасно понимаю, что без отработки навыков дома ребенку будет сложнее усваивать новый материал. И запомните: ни один учитель в 1 классе не должен заставлять выполнять домашнее задание! Не сделали - это ваше дело.
Дочки у меня без всяких сверхспособностей. Обычные девочки: веселые, общительные, иногда вредные, и абсолютно разные. Одна не может без компании - заводила; другая - старательная... Старшая пошла в школу читающей, а младшей чтение никак не шло. Я "плюнула" на это, решила, что будем решать проблемы по мере их наступления. У младшей очень обидчивый характер, может замолчать и слова не выдавишь. Я не стала настаивать с чтением, дабы она у меня в школе учебу воспринимала адекватно. Учатся в обычной сельской школе по УМК "Школа России". Все учителя начальных классов говорят, что из всех УМК она самая легкая. Но, тем не менее, материал настолько огромен, что учителя должны выдать этот объем в любом случае. Именно поэтому сейчас такой ужасный почерк у наших детей, в отличии от того, какой был у советского школьника. Одна буква в день: урок знакомимся, другой урок - прописывают... и все. На следующий день - другая буква. И я упускаю еще другие методологические тонкости...
Главное, уважаемые родители, помните, что учителю без вашей помощи ребенка не научить! Точнее он научит, но вот качество будет очень страдать.
Надеюсь, как могла объяснила зачем необходимо дома делать домашку первоклашке)))
Перед выполнением домашнего задания ребенок должен быть отдохнувшим (лучше если это будет прогулка после школы) и сытым!
Итак, первое - ЧАСЫ
Ставьте на стол будильник, вешайте на стену - это на ваше усмотрение. Но ребенок четко должен понимать, что на выполнение домашнего задания (в 1 классе) (не ищите нормы, потому что в 1 классе домашнего задания НЕТ!) - 1-1,5 часа! Не больше! И не забывайте про перерывы-физминутки. А в первые месяцы не больше 1 часа! Дайте ребенку заняться тем, что ему нравится, но только четко регламентируйте. Перерыв 5-10 минут. Если выполнение домашнего задания затягивается - остановитесь. Дальше - оно не имеет смысла. Ребенок выматывается и мозг просто перестает воспринимать информацию в том качестве каком оно необходимо. Пусть домашнее задание будет выполнено не полностью, поверьте учитель сможет ребенка смотивировать на его выполнение и с каждым разом он все больше будет успевать сделать за это время. Знаю как тяжело даются первые домашние задания. Терпения и спокойствия вам. Поймайте свой дзен)))
Специально не пишу здесь в какое время стоит садится за выполнение домашнего задания. Главное, чтобы ребенок на первых порах выполнял д/з под вашим контролем. Самое оптимальное время (если у вас есть возможность) - это в промежутке между 16.00 и 19.00. В следующих классах вы можете уже спокойно оставлять ребенка за выполнением домашнего задания один на один. Ну или хотя бы на черновике-то он точно сделает сам. О черновиках я напишу еще отдельно.
Второй лайфхак - ни в коем случае не делайте с ребенком домашнего задания, а КОНТРОЛИРУЙТЕ процесс. Для этого не надо садить ребенка за кухонный стол: вы готовите, а он - рядом пишет. У него должен быть письменный стол в комнате. Постарайтесь организовать максимальную тишину (выключите телевизор, компьютер, поиграйте с младшим ребенком), если у него нет своей комнаты.
Пошагово рассказываю как это происходит у нас: 1. Раскрываем дневник (электронный, бумажный - неважно), где записано д/з на сегодняшние уроки. Он открывается первым и закрывается последним. 2. Изучаем что задано. У нас правило: выполняем сначала письменное. Какой первый предмет будете делать вы - это не важно. Мы делаем по принципу: от легкого к сложному. Старшей дочери легче дается математика, поэтому она ее первую делает, а младшей - русский язык (письмо). Для становления почерка я рекомендую черновики не использовать. Объясню: у первоклашек очень быстро устает писать рука и поверьте, почерк лучше не станет, а только хуже. Да и вы будете лишний раз нервничать и нервировать ребенка (читай: начинать снижать его самооценку). В лучшем случае пусть он больше рисует, раскрашивает, шьет, вышивает... т.е. "набивает руку" - это лучшая тренировка. Или уж если совсем грустно, то купите прописи для дошкольников - это те, в которых нужно обводить всякие картинки и фигуры. Хватит ему этого. Помните - вы не должны ЗАМЕНЯТЬ уроки, а ДОПОЛНЯТЬ. Кстати, часто я прошу перебрать крупу для каш своих девчонок. Они сидят рядом со мной, мы разговариваем (телевизор выключен). В этот момент я готовлю ужин, а они перебирают крупу для каши, которую буду варить в выходной день. Поэтому в магазинах стараюсь выбирать крупу "по-грязнее"))))).3. Открываем тетради, прописи и учебник на той странице, где задание. Я убеждаюсь, что ребенку понятно, что необходимо делать и оставляю один на один с д/з. 4. После того, как дочка сделала уроки по одному предмету - она мне приносит тетрадку и я проверяю. Сама к ней не хожу, дабы не отвлекать, да и ей надо сменить положение: пусть пройдется несколько шагов по дому). Обязательно комментирую качество выполнения работы. Начинаю всегда только с того, что хвалю (делаю акцент на том, что САМА), указываю на те моменты, которые наиболее получились. А потом спрашиваю: довольна ли она своей работой (тем самым ребенок сам учится находить свои ошибки и это одна из методик критического мышления, поверьте, что это очень важно). Высказываю свое согласие-несогласие с ее оценкой, договариваемся, что подобных ошибок она больше не допустит. И ребенок идет делать уроки дальше САМА. В итоге за час выполнения домашнего задания она подходит ко мне 2-3 раза (за это время и может отдохнуть. И последнее - 5. Проверяю собранность портфеля (наличие всех учебников, тетрадки в специальной папке) и пенал. Прошу портфель вынести ближе к выходу. А то они любят потом что-нибудь за вечер вытащить из него и забывают положить обратно.
О черновиках
Как я писала, на стадии становления почерка черновики ни в коем случае не нужны, а вот когда ребенок решает примеры, задачи по математике или делает упражнения по русскому языку (они начнутся уже в конце 3 четверти), тогда подключайте черновик. Отдельный по математике и другой - по русскому языку. Со второго класса появляется еще иностранный язык: там тоже без черновика никак, но, опять же, не для того, чтобы прописать буквы и буквосочетания алфавита.
Если тема оказалась интересной, то поднимайте пальчик вверх, комментируйте. А я обещаю делиться своим мамским опытом и дальше.