Здравствуйте, друзья!
На просторах интернета мне встретилось высказывание: «Православие – это чистый бизнес». Хотел бы поделиться с вами размышлениями на эту тему. Православная Церковь, как мы знаем,это сообщество людей - живых и уже находящихся в мире ином, включая святых - с Иисусом Христом во главе.
Приведем аналогию из судебной практики. Следователю, чтобы доказать вину человека, важно выяснить мотив преступления.Изучение показаний свидетелей, обстоятельств совершения преступления, вещественных доказательств помогают ему в этом. Если Церковь – это бизнес, значит, у священников должен быть чисто финансовый мотив – заработать деньги. Но даже беглое знакомство с биографиями священников говорит совсем о другом. Нам доступна информация за весь период существования Церкви, за две тысячи лет. И в наши дни каждый желающий может задать священнику «неудобные» вопросы и понаблюдать за реакцией собеседника – лукавит он или нет…
Я сам не раз общался со священниками, читал жития, рассказы, статьи, смотрел видео, в которых люди рассказывают о том, как они пришли к священству или монашеству. К этому решению приходят разными путями.
Например, так: человек, находясь на грани между жизнью и смертью, в состоянии тяжкого недуга обещал Богу стать монахом или священником, если выздоровеет. Что впоследствии и исполнил. Такие истории встречаются в житиях святых. Например, Оптинский старец Амвросий, будучи еще студентом, тяжело заболел. Он рассказывал о себе так: «Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "Прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».
А вот другой случай: человек жил обычной жизнью, ходил на работу, как и все мы. Но в один момент он вдруг осознал: есть Бог, есть духовная жизнь, а то, чем он занимается, - тлен, напрасная трата времени. Понимая, что ему предназначено Богом другое служение, он круто менял свою жизнь.
Немало служителей Церкви приходили к решению стать священниками или монахами постепенно. Сначала милостью Божией они обретали веру. В дальнейшем их жизнь менялась: кто-то заканчивал духовное учебное заведение, кто-то выполнял послушание при храме... Наконец, духовник или старец направлял такого прихожанина на путь монашества или священства. Или человек приходил к этому решению сам. Задумаемся: что привело в Церковь всех этих людей? Жажда обогащения?
Теперь обратимся к Церкви Небесной. Среди сонма святых есть преподобные отцы. За небольшим исключением, все они жили в простоте, в бедности. XX век – казалось бы, век потребления и прагматизма - дал нашей Церкви целую плеяду святых подвижников: прп. Паисия Святогорца, прп. Порфирия Кавсокаливита, Иосифа Исихаста, афонских старцев... В кельях отшельников-монахов после их смерти не находили ничего, кроме самодельной посуды из консервных банок... Где же в этих примерах подтверждение, что Церковь – это бизнес? Если церковные люди ставят своей целью обогащение, то святые, вероятно, составляют отдельную секту, с которой Церковь «договорилась» для собственной рекламы? Как применить логику прагматичных людей к житиям святых?
Среди святых есть мученики – люди, которые отдавали свою жизнь за Церковь. Так было и в первые века христианства, и в XX веке у нас, в России. Несмотря на то, что священников убивали, ссылали, в лучшем случае лишали прав,люди все равно принимали священство. Староста или другой благочестивый мирянин заступал на место расстрелянного настоятеля храма, зная, что и его самого в скором времени ждет мученический венец. Где здесь стремление к выгоде, материальный интерес?
Есть в нашей Церкви милостивые святые – люди, которые раздали все свое имущество, чтобы уподобиться Тому, Кто не имел где преклонить голову. Есть юродивые ради Христа: Ксения Петербургская, потеряв мужа, раздала все свое наследство…
Итак, у тех, кто избрал для себя путь священства, монашества, добровольной нищеты, мы не видим мотивов стремления к наживе. Ни в истории, ни в современной жизни.
Почему меня задело это высказывание? Потому, что оно прямо касается моей деятельности. Если православие – это бизнес, значит, мы создали и развиваем наше издательство, православный лагерь, иконное, свечное и сувенирное производство с целью заработать побольше денег? Наверное, многие люди считают нас «бизнесменами» в большей степени, чем священников: те всего лишь совершают таинства и обряды,а уж мы-то наверняка пришли в Церковь деньги лопатой грести!
Я отношусь к своей работе как к призванию. С экономической точки зрения игра свеч не стоит. Все наши проекты, вместе взятые, дают совсем небольшой выход «в плюс». Если нашу команду, средства, время «бросить» на какое-то светское направление, например, «светские» сувениры, то мы купались бы в прибыли. А тут - мы стараемся изо всех сил, чтобы просто удержаться на плаву. Господь сказал в Евангелии: собирайте сокровища на небесах. И эти наши сокровища «ни ржа, ни моль не съедят» (ср.: Мф. 6: 19-20). Я не могу сидеть сложа руки. Господь дал ресурсы, возможности, производство – всем этим я должен Ему служить.
Возможно, в глазах людей, далеких от Церкви, я выгляжу лицемером. Но тогда вся наша многочисленная сплоченная команда – обманщики. И святые тоже всю жизнь кривили душой, скрывая свои неправедные намерения… Не лучше ли посмотреть правде в глаза и признать, что трудимся мы не с целью обогащения. Тем, кто хочет заработать деньги «на православии», скажу прямо:уже с самого начала вы столкнетесь с невероятным количеством проблем… Церковь – не бизнес!
Тогда зачем Церкви деньги? В храмах работают люди, им нужно кормить семью. Думаю, никого не удивлю утверждением: все они пришли в храмы также не за деньгами. Обычно зарплаты в церковных организациях ниже, чем в светских. Люди хотят своей деятельностью служить Богу, служить приходу. А работать там непросто, приходится терпеть много искушений…
Церковь ведет обширную благотворительную деятельность.Сейчас в каждой епархии есть отдел по социальной работе. Слава Богу, много внимания уделяется помощи бездомным, поддержке многодетных семей. А сколько добрых дел совершают сами священники – разумеется, не напоказ…
Враг рода человеческого ищет любой повод, чтобы представить Церковь в непотребном виде. Увы, все мы люди грешные. Многие хотят найти в Церкви идеальный мир... Но на Земле нет ничего идеального. Нас ждет Царство Небесное, если мы будем соблюдать заповеди и идти за Христом.
А в земной жизни нас терзает враг, в том числе и священников. Не нужно на них смотреть как на святых. Да, в приходской жизни встречаются перекосы. Но, как мы знаем, бывают и врачи с купленными дипломами… Кто захочет найти в Церкви святость, тот ее найдет. И в столице, и в глухой деревне. Проблема тех, кто судит Церковь, в том, что надо любить Христа и иметь чистое сердце. И наша проблема только в этом.
Если я чувствую действие Промысла Божия в своей жизни, если я беседую с Ним в молитве, если я слышу Его ответы, то какое мне дело до чьих-то дорогих машин, до часов Патриарха? Что бы мне ни рассказали про служителей Церкви, - как это влияет на мое спасение, на то, что лично я должен исполнить Евангелие?
Господи, спаси нас, укрепи нашу Церковь и нашу веру православную!
С уважением и добрыми пожеланиями,
исполнительный директор АНО «Символик» Святослав Можей