В большинстве случаев мы получаем велосипед с уже установленным седлом, отрегулированным «по умолчанию» горизонтально. Меняя высоту седла, подгоняя его под длину ног, передвигая седло в каретке вперед-назад мы по прежнему оставляем его горизонтальным. «Гуляя» по магазинам и выставкам мы так же чаще всего видим велосипеды с седлами, установленными горизонтально.
Но правильное ли это положение?
Положение седла влияет на всю позицию велосипедиста на велосипеде – т.к. это точка касания тела опоры. Относительно нее формируются углы движения ног и наклона тела.
А точка приложения всей массы тела на седло полностью определяет комфорт велосипедиста на станке. Согласно опросам – 60% велосипедистов испытывали «регулярную боль или дискомфорт» за последний месяц и 85% - за последний год. Для езды на длинную дистанцию, а даже 90км на половинке это много, комфорт является определяющим условием настройки правильной позиции.
Согласен – форма седла так же очень важна для комфорта – так, многие седла для триатлона и раздельных гонок (TT, time trial), делают укороченной формы, с обрубленным носом и выемкой в промежности для минимизации дискомфорта и пережатия сосудов. Они даже бывают разной ширины. Но чаще всего их все опять же ставят горизонтально, а мы все таки все разные внутри.
Для обычной, дорожной езды, когда тело находится в более вертикальном положении, то точки касания седла попадают на седалищные кости таза у тазобедренных суставов, а не в промежности. Даже если выделаете «подбор седла» во время байкфита – это не панацея от боли и затекания во время езды в реальной жизни.
Проведенные исследования показали, что оптимальный угол наклона туловища (с точки зрения мощности) 20-25 градусов, наклоняясь больше или выпрямляясь вертикальнее наша мощность падает. Но нам надо минимизировать сопротивление среды – оптимальный наклон туловища получается 10-15 градусов. При горизонтальном расположении седла это просто не удобно так сильно нагибаться вперед, да и колени уже некуда девать, но если его опустить и «наклонить горизонт вниз» - углы тела возвращаются в оптимальное состояние.
Так вот – что бы не говорили рекомендации, расположение, простите, костей в промежности может сильно разниться от человека к человеку. После покупки велосипеда и первоначальной настройки – не убирайте далеко ключ для настройки седла. Возите его с собой, экспериментируйте. Угол наклона – он ваш и строго индивидуален.
Рекомендации следующие:
· меняйте его по чуть-чуть;
· проверьте посадку сначала на станке, когда можно спокойно «поелозить» по седлу и попробовать разные варианты посадки;
· не жертвуйте безопасностью и управляемостью в погоне за комфортом и аэродинамичностью;
· после тренажера обязательно проверяйте «на дороге»
· тестируйте только одно изменение за раз, иначе не сможете отловить «именно то самое положение».
Даже для Pro-райдеров правилами UCI разрешен наклон носка седла вниз (-9 градусов)
Спасибо Coach Alex и его видеоблогу: