1 августа 1817 года в графстве Кент, в городке Чатэм, славившемся самым крупным доком королевских военно-морских сил, родился младенец, которого нарекли Ричард.
Семья малыша не могла похвастаться аристократическим происхождением, но считалась зажиточной.
Дед Ричарда был лучшим плотником на Чатэмской верфи. Его сын продолжил дело, занимаясь отделкой интерьеров кают. К моменту рождения Ричарда семейство Дадд сколотило такой капитал, что отец на время оставил профессию и открыл аптеку в центре города.
Образование мальчик получил в Рочестерской королевской кафедральной школе - одной из старейших во всём мире, открытой ещё в 604 году. Там и проявилась его склонность к живописи.
Вскоре семья Дадд переехала в Лондон, где её глава открыл мастерскую резьбы по дереву и золочения орнаментов. Ричард же смог поступить в Королевскую Академию искусств.
И вот о Дадде заговорили как о выдающемся таланте. Он был усидчив и трудолюбив. Но при этом отличался весёлым, живым и компанейским характером.
К 23-м годам Ричард уже получил несколько наград за свои картины и выставлялся в престижных галереях. Основал художественное объединение «Клика».
Среди почитателей их творчества был известный юрист и политик Томас Филлипс, предложивший Ричарду совершить совместное путешествие по Средиземноморью.
С одной стороны, возможность увидеть собственными глазами красоты Греции, Италии, Турции, Палестины, Ливии и Египта открыла молодому человеку новые просторы для творчества. С другой – непривычный климат, переутомление, вал впечатлений создавали серьёзную нагрузку на психику. К тому же, общаясь с местными жителями, путешественники нередко принимали слабонаркотические вещества.
«Я часто лежу без сна среди ночи, при этом моё воображение переполнено такими дикими видениями, что мне самому становится страшно за своё душевное здоровье и благополучие».
После посещения «города мёртвых» Ричарду стало казаться, что власть над ним захватил могущественный Осирис - повелитель подземного царства в Древнем Египте. Видения стали постоянными, очень яркими и почти неотличимыми от реальности.
Странное поведение Дадда отнесли к действию жарких лучей южного солнца, а жалобы на то, что им овладевают злые духи, приняли за неудачную шутку.
Художник прервал вояж и отправился на родину, по пути ловя себя на мысли о полном разочаровании в христианстве и на навязчивом желании совершить покушение на Папу Римского.
Дома он поразил друзей и близких замкнутостью и отсутствием привычной для него мягкости и доброты. Теперь он никогда не снимал перчаток из козлиной кожи и держал у себя в комнате несколько сотен куриных яиц.
Отец, переживая из-за последствий «солнечного удара», обратился к ведущему психиатру того времени. Обследовав пациента, Александр Сазерлэнд вынес неутешительный вердикт: Ричард не несёт ответственности за свои действия и поступки. И посоветовал держать его в изоляции под наблюдением. Однако отец художника решил, что проблемы с душевным здоровьем сына имеют временный характер.
Прекрасным августовским утром отец и сын отправились в родной Чатэм на маневры местного полка. Громкая музыка оркестра, яркие цвета мундиров и перестроения солдат возбуждающе подействовали на Дадда-младшего. Решив, что в отца вселились демоны, художник набросился на него с ножом и жестоко убил, перерезав горло. После чего доехал до ближайшего порта и отплыл во Францию. Причём им уже владела новая навязчивая идея добраться до Вены и убить императора Фердинанда I.
Его задержали только в Фонтенбло, когда он набросился с ножом на пассажира дилижанса, следовавшего из Кале в столицу. Вскоре в момент временного прояснения сознания он сам рассказал полиции об убийстве отца.
Его признали невменяемым и определили в Бетлемскую королевскую психиатрическую больницу, более известную под названием Бедлам. Причём там уже некоторое время находился родной брат художника Джордж, сошедший с ума через два дня после получения известия о гибели отца. Это дало повод предполагать генетическую предрасположенность к душевным расстройствам в семье.
Художнику был поставлен, модный в то время и ничего не значащий сейчас, диагноз «деменция прекокс» – преждевременное слабоумие.
Чопорная Викторианская Англия поспешила открестится от вчерашнего героя: «Увы! Мы должны навеки забыть имя молодого гения, который обещал оказать такую честь миру искусства, поскольку, несмотря на то, что могила не сомкнулась над ним, он тем не менее должен быть отнесён к классу мертвых».
Вифлеемской госпиталь для душевнобольных располагался как раз напротив Тауэра. Ещё в XVIII веке сюда свозили умалишённых и блаженных. По свидетельству очевидцев в госпитале палаты для «невменяемых» преступников представляли собой скорее «клетки Зоологического сада для самых жестоких хищников, нежели нечто соответствующее содержанию больных человеческих существ». Что уж говорить, если до 1852 года там даже не велись истории болезни!
Но тем не менее, единственными людьми, проявлявшими интерес к художнику, от которого отвернулось общество и близкие люди, были врачи. Один из наблюдавших Дадда писал, что «он ткал свои волшебные фантазии на холстах среди самых отвратительных разговоров и самого грубого поведения».
Из записей Чарлза Худа, старшего врача Бедлама: «В течение нескольких лет после его поступления к нам, он считался одним из самых буйных и опасных больных <...> Он очень эксцентричен и вовсе не обращает внимания ни на какие приличия – как в своих действиях, так и в словах. Он представляет собой самое что ни на есть животное существо, объедаясь до такой степени, что его начинает тошнить <...> Он может быть в то же время весьма тонко чувствующим и приятным собеседником, обнаруживая в разговоре наличие яркого и наблюдательного ума, весьма изощрённого в тонкостях своей профессии».
Порой Ричард устраивал персоналу госпиталя целые представления: играл на скрипке, читал Шекспира, множество пьес которого знал наизусть.
Через 20 лет нахождения в Бедламе Ричарда Дадда переводят в другую лечебницу - Бродмур. Госпиталь для душевнобольных, построенный в духе самых современных требований того времени.
К февралю 1869 года Дадд почти полностью потерял рассудок, но по-прежнему продолжал рисовать – последние его сохранившиеся акварели датированы 1883 годом. Он резко состарился, волосы его поседели. В октябре 1885 года у него открылось кровохаркание. Через 2 месяца, 7 января 1886 года, Ричард Дадд умер от туберкулёза на 69-м году жизни, всеми забытый и покинутый, проведя в сумасшедшем доме более сорока лет.
Что за недуг тяготил художника? Современные исследователи предполагают, что он страдал от шизофрении либо от биполярного расстройства. Скорее всего, сегодня Ричарду Дадду можно было помочь, скомпенсировать его душевное состояние и даже выпустить в нормальную, ничем не ограниченную жизнь. Но сохранился ли бы в первозданном виде его удивительный и яркий талант после курса современных препаратов?
Есть такое понятие, как horror vacui — боязнь пустых пространств. В искусстве самые яркие примеры horror vacui можно видеть в работах художников, склонных к шизофрении, которые заполняют пустоту на своих полотнах огромным количеством деталей, выписанных настолько филигранно, что их можно рассматривать с лупой.
Это прекрасно видно на самой знаменитой картине художника - «Мастерский замах сказочного дровосека». Причём сам автор считал картину неоконченной, хоть и писал её в течение 9 лет. Именно это произведение вдохновляло Терри Пратчетта, Оливера Кнуссена и Фредди Меркьюри.