Этот год, богатый на печальные для супергероики события, завершается все же на позитивной ноте. Дружелюбный сосед возвращается на большой экран. Более того, это совершенно новый Человек-паук. Более того, их целых шесть.
Афро-американский подросток Майлз Моралес живет себе своей обычной подростковой жизнью. Главная его головная боль — это строгий папа-полицейский, мешающий клеить на автомобильные знаки стикеры и переводящий его в новую пафосную школу, где у простого парня из гетто не очень получается завести друзей. За супергеройские дела в городе отвечает наш старый знакомый Питер Паркер, и пока на страже справедливости Человек-паук с десятилетним опытом, чьи приключения и, к сожалению, танцы мы все прекрасно помним, горожане спят спокойно. Привычный и героям, и зрителю мир стремительно меняется, когда сначала Майлза кусает тот самый радиоактивный паук, а потом в сражении с главным злодеем Уилсоном Фиском гибнет Питер Паркер. Довершает картину взрыв коллайдера, вызывающий разрыв пространства-времени и выдергивающий во вселенную Майлза еще пятерых Людей-пауков. Вместе с ними ему предстоит не только сразится с главным злодеем, но и понять, как быть супергероем.
Последние годы нельзя не радоваться тому, что один из главных супергероев мира, долгое время бывший в чужих руках, не слишком умело с ним обращавшихся и позволивших «Врагу в отражении» случиться, наконец возвращается к истокам. Теперь, когда Marvel получила креативный контроль над героем, он предстает именно тем, за что его любят с самого момента создания. «Возвращение домой» показал того самого паучка: мечтательного подростка без четких жизненных ориентиров, ищущего приключений и стремящегося всем все доказать. «Через вселенные» продолжает эту тему развивать.
Пока киношный Питер Паркер под присмотром Тони Старка взрослеет в мире Мстителей, в мультвселенной уже поживший, опытный Паркер из параллельного измерения берет под крыло юного Майлза Моралеса, помогая ему стать настоящим Человеком-пауком.
Помимо удачного попадания в вектор раскрытия героя, заданный «Возвращением домой», мультфильм радует отменной визуальной составляющей. Ничего подобного ни фильмы, ни мультфильмы про супергероев еще не демонстрировали. Умело и уместно заимствуя изобразительные техники из комиксов, начиная от классических «бабблов» и заканчивая намеренным размытием картинки для визуальной имитации офсетной печати. В итоге картина напоминает большой оживший комикс, услаждая взор фаната и вызывая как минимум любопытство человека со стороны. Вкупе со вставками стрит-арта, дополнительно освежающими картинку, визуал фильма выглядит очень сочно и оригинально.
За сценарий фильма отвечают Фил Лорд, автор «Лего. Фильма», и Родни Ротман, писавший с ним комедию «Мачо и ботан». Комедийное и стебное прошлое авторов дает о себе знать. Из пяти вариаций Паука, помогающих Моралесу, трое введены в сюжет исключительно в целях разрядки. Трио, состоящее из юной азиатки внутри робота из далекого будущего, черно-белого нуар-Паука и мультяшного, почти луни-тьюнсовского Свина-паука, полноценного раскрытия персонажей, разумеется, не получит, зато с задачей перебить излишний драматизм той или иной сцены справится на ура. Возможно, именно такого рода персонажей недоставало предыдущим, слишком напыщенным для истории о дружелюбном соседе, фильмам Sony.
Учитывая на редкость удачное сочетание оригинальной картинки и легкого, успешно балансирующего между драмой и юмором, и грамотно играющего на ностальгии сюжета, «Через вселенные» заслуживает места среди главных мультфильмов не только этого года, но и, пожалуй, последнего десятилетия.
В кино с 13 декабря.