Коллекционирование предметов искусства считают развлечением для богатых, но сегодня этот рынок уже претерпевает большие изменения и ломает стереотипы благодаря современным технологиям, а точнее блокчейн.
-Для чего он нужен? Главной проблемой арт-рынка остается его непрозрачность: сейчас никто не может дать стопроцентной гарантии подлинности произведения классического искусства, потому что проследить за всеми его передвижениями невозможно. Эту проблему можно решить с помощью блокчейн, который может регистрировать авторские права, ставить специальные метки на произведения искусства и отследить все заключенные сделки и перемещения. Вся зашифрованная информация хранится децентрализованно, и подделать ее невозможно.
-Чем еще привлекателен блокчейн? Он дает возможность абсолютно любому желающему стать владельцем произведения искусства, а точнее его доли. Эти доли настолько малы, что вам хватит и $100 для покупки Пикассо. Конечно, картину (и уж тем более ее части) вам никто не отдаст, но у вас останется задокументированное подтверждение того, что вы являетесь владельцем доли. Вы и еще тысячи пользователей будете коллективно владеть реальным произведением искусства.
-Мы купили цифровую долю картины. А что происходит с реальной картиной? Никто не будет передавать ее от владельца к владельцу. И никто в реальности не разделит картину на кусочки и не отдаст вам полагающуюся часть. Скорее всего, она будет находиться на хранении в специальном месте (например, в музее). Просто рядом с привычной табличкой с названием будет висеть приписка, что права на картину принадлежат определенной блокчейн-платформе. И такие таблички будут появляться уже совсем скоро.
-Это уже работает? Да! В 2015 году Австрийский музей прикладного искусства (МАК) первым в мире приобрел работу голландца Харма ван ден Дорпеля «Слушатели мероприятия» за биткоины. 20 июня 2018 года прошел первый в мире криптоаукцион на платформе Maecenas, на котором были выкуплены 31,5% шелкографии Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев». Картина оценивается в $5,6 млн, а остальными 68.5%, как и физической картиной, осталась владеть Элиза Дадиани. В июле канадский аукционный дом Heffel заключил соглашение с компанией Codex Protocol, подтверждающей происхождение произведений искусства с помощью блокчейн-технологии.
К сожалению, у подобных технологий пока остаются проблемы масштабного использования. Основной из них является отсутствие законодательного регулирования крипторынков в большинстве стран.