Найти тему
Анастасия Постригай

Как современные технологии могут изменить мир искусства

Энди Уорхол «14 маленьких электрических стульев»
Энди Уорхол «14 маленьких электрических стульев»

Коллекционирование предметов искусства считают развлечением для богатых, но сегодня этот рынок уже претерпевает большие изменения и ломает стереотипы благодаря современным технологиям, а точнее блокчейн.

-Для чего он нужен? Главной проблемой арт-рынка остается его непрозрачность: сейчас никто не может дать стопроцентной гарантии подлинности произведения классического искусства, потому что проследить за всеми его передвижениями невозможно. Эту проблему можно решить с помощью блокчейн, который может регистрировать авторские права, ставить специальные метки на произведения искусства и отследить все заключенные сделки и перемещения. Вся зашифрованная информация хранится децентрализованно, и подделать ее невозможно.

-Чем еще привлекателен блокчейн? Он дает возможность абсолютно любому желающему стать владельцем произведения искусства, а точнее его доли. Эти доли настолько малы, что вам хватит и $100 для покупки Пикассо. Конечно, картину (и уж тем более ее части) вам никто не отдаст, но у вас останется задокументированное подтверждение того, что вы являетесь владельцем доли. Вы и еще тысячи пользователей будете коллективно владеть реальным произведением искусства.

-Мы купили цифровую долю картины. А что происходит с реальной картиной? Никто не будет передавать ее от владельца к владельцу. И никто в реальности не разделит картину на кусочки и не отдаст вам полагающуюся часть. Скорее всего, она будет находиться на хранении в специальном месте (например, в музее). Просто рядом с привычной табличкой с названием будет висеть приписка, что права на картину принадлежат определенной блокчейн-платформе. И такие таблички будут появляться уже совсем скоро.

-Это уже работает? Да! В 2015 году Австрийский музей прикладного искусства (МАК) первым в мире приобрел работу голландца Харма ван ден Дорпеля «Слушатели мероприятия» за биткоины. 20 июня 2018 года прошел первый в мире криптоаукцион на платформе Maecenas, на котором были выкуплены 31,5% шелкографии Энди Уорхола «14 маленьких электрических стульев». Картина оценивается в $5,6 млн, а остальными 68.5%, как и физической картиной, осталась владеть Элиза Дадиани. В июле канадский аукционный дом Heffel заключил соглашение с компанией Codex Protocol, подтверждающей происхождение произведений искусства с помощью блокчейн-технологии.

К сожалению, у подобных технологий пока остаются проблемы масштабного использования. Основной из них является отсутствие законодательного регулирования крипторынков в большинстве стран.