Место юмору и боевой смекалке находилось даже в самые непростые моменты Великой Отечественной. Одну такую забавную историю вспоминает в своих мемуарах легендарный Илья Старинов. Да-да, тот самый легендарный диверсант, сапер, дедушка русского спецназа.
Прославился Старинов еще в испанских интербригадах в 1936. Тогда "товарищ Рудольфо" изготавливал мины и гранаты для партизан из подручных материалов.
В дело шло всё: и шахтерская взрывчатка, и морские мины, и даже апельсины с картошкой в качестве взрывателей-замедлителей. Особую известность получили железнодорожные мины замедленного действия Старинова.
Мины были хитрые, становились на боевой взвод не сразу, давали пройти по дороге вражеским группам, удостовериться, что путь чист. А вот когда на рельсы выкатывался фашистский эшелон с боеприпасами и военной техникой всё взлетало на воздух.
К 1943 году Старинов был уже опытным диверсантом и изобретателем хитроумных взрывных устройств. Но некоторые задачи оказывались и ему не сразу по плечу. Приходилось обращаться к военной истории, народным байкам и даже юмору.
Стояние на заливе
В январе 1943 года наши и германские войска стояли по обе стороны Таганрогского залива. Позиции обеих сторон вгрызлись в мёрзлую землю накрепко. Выбить врага с занятого плацдарма долго не удавалось.
Что еще хуже, к середине зимы сам залив покрылся сплошной ледяной коркой. Ночами к нашим позициям массово стали совершать вылазки "германские гости".
Поначалу командование приказало строить укрепления и западни прямо на льду. Тысячи простых рабочих и крестьян наряду с солдатами вышли долбить неподатливый таганрогский лёд.
По мысли командования следовало пробить неподалеку от советского берега сплошные полыньи. Полыньи требовалось перекрыть жердями, забросать листвой и снегом. Хороший сюрприз ждал бы вражеских диверсантов!
Но на поверку дело оказалось сложнее, чем думали. Диверсанты довольно легко находили наши ловушки и обходили их стороной.
Да и работа двигалась крайне тяжело. На открытом пространстве залива, в мороз, на ледяном ветру долбить прочный лёд было непросто. Кроме того, свежие полыньи прямо на глазах покрывались тонкой корочкой и принимались затягиваться обратно.
Стало понятно, что пассивной обороной проблему диверсантов не решить. Старинов предлагает перенести диверсионную войну на территорию врага.
Ночные минные гостинцы
Приказом создается так называемый "спецбатальон". Задачей батальона было самим выдвигаться к вражескому берегу и устраивать германцам масштабные диверсии.
Наши бойцы должны были производить не только подрывы вражеских укреплений. Важной задачей было устраивать неподалеку от вражеских траншей натуральные минные поля с вмороженными в лёд залива минами.
Командиром специального батальона назначили лейтенанта Моклякова. Помогло инженерное образование - в минном деле штука крайне полезная.
Перед Войной Мокляков работал на оборонном заводе и имел бронь от призыва как ценный специалист. По этой причине на его заявлении о направлении добровольцем на фронт военкомат поставил отказ.
Тогда Мокляков проставил своей рукой поверх канцелярского штампа: "Я большевик! Сейчас место коммуниста не в цеху, а на фронте!". Так он оказался в действующих частях.
Бойцов на рискованное и опасное дело сперва решили набрать из добровольцев. Но по команде вперед вышли как один человек все бойцы стрелкового батальона.
Пришлось отбирать людей командирам самим. С каждым проводилась беседа, подробная оценка, что знает и умеет каждый боец. В минном деле один может подвести всех неточным решением или действием.
После короткого обучения саперным хитростям группы стали ночами выдвигаться в первые вылазки. За ночь нужно было по неровному льду проходить со взрывчаткой за плечами до полусотни километров. Пешком такое не одолеть.
Достали в окрестных деревнях сани и лошадей. Но на льду лошади, несмотря на подковы, вели себя как та самая корова. Копыта скользили в разные стороны, а ураганный ветер сильно сносил парусящие сани.
Людям было не проще - валенки и сапоги на скользком льду тоже не держались. По воспоминаниям Старинова бойцы выделывали совершенно балетные номера, чтобы удержаться на ногах.
Пришлось выведывать вековые секреты местных крестьян. Спасли дело кузнечные хитрости.
К полозьям саней прикрепили острые стальные полосы, режущие лед и удерживающие сани в "колее". Для лошадей изготовили особые шипованные подковы. Такого же рода подковы прикрепили на валенки бойцам.
Средневековые рыцари
Когда вопрос с передвижением диверсантов по льду был решен, встала другая проблема. Ночи не хватало, чтобы пересечь залив, поставить мины и вернуться обратно затемно.
Пришлось отправлять отряды еще при дневном свете, чтобы к наступлению темноты до вражеских позиций оставался какой-нибудь десяток километров.
Но караван на льду при свете дня - легкая добыча. И с берега, тем более с воздуха темные сани и кони на гладкой поверхности залива отлично видны издалека. Расстреляют из пушек, разбомбят с самолетов как пить дать.
Решение было найдено забавное, по примеру рыцарских турниров средневековья. Из белой ткани пошили маскировочные костюмы не только бойцам, но и для лошадей и повозок.
Вытачали даже широкие капюшоны, прикрывающие головы коней. Зрелище получилось величественное и одновременно забавное.
Сумерки, ледяные торосы залива до горизонта и по ним отправляются на битву с врагом чудо-богатыри. Настоящие рыцари, защитники родной земли в упряжках с почти рыцарскими боевыми конями.
Следующие недели правильность решения подтвердили. Заметить на льду группы в маскхалатах было почти невозможно. А под утро у германских позиций неожиданно то тут, то там гремели мощные взрывы.
Пройдет совсем немного времени и наши войска снесут вражеские позиции с таганрогского берега и покатят вражеские орды обратно на запад. Смешные рыцарские кони Старинова сыграли в этом немалую роль.