Найти в Дзене

Ее стихи – мечта о воле

Мария Ларкина

8 октября исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Уфлийцы собрались, чтобы обсудить ее творческую биографию, почитать стихи, рассказать о том, какой вклад внесла поэтесса в их жизнь.

Галарина:

– В детстве у нас дома была книга: «Поэты о природе». Там были и стихи Марины Цветаевой. Я никогда не заглядывала в оглавление и не знала, что это именно ее стихи. Так что я рано познакомилась с ее творчеством. Когда начала писать стихи, один мамин знакомый сказал, что я маленькая Марина Цветаева.

Поэтесса убрала из русской поэзии лишние слова. Читаешь современных авторов и поражаешься обилию междометий, местоимений: как бы, чтобы… Цве-таева же этим не страдала.

Владислав Левитин: – Цветаеву начал читать давно, заметной роли она в моей жизни не сыграла. По-моему, она не вписывается в парадигму «Серебряного века». У поэтессы совершенно женские стихи.

Лариса Михайлова: – Крайне своеобразный поэт, она все пропускала через себя. Даже ее ранние стихи очень серьезны: про смерть, смысл жизни. Проза у нее есть великолепная.

Илья Гольд: – Поэтический мир Цветаевой был далек от моих жизненных реалий. Советская культура не афишировала Марину Ивановну. Потом появились фильмы, где звучали романсы на ее стихи – «Ирония судьбы, или С легким паром», «О бедном гусаре замолвите слово». Я всегда путал Цветаеву и Ахматову. Силу поэзии Цветаевой я ощутил тогда, когда мы ездили в колхозы. Мы собирали тогда картошку, и наши девушки так здорово пели романсы на ее стихи! Одна из них, помню, пронзительно читала: «Мой милый, что тебе я сделала?» Я поймал себя на мысли, что есть три имени в русскоязычном народе, которых любят и читают: Пушкин, Есенин и Высоцкий. Но если взять женскую аудиторию, это еще и Цветаева.

Энвер Кадыров:

– Хочу обратить внимание, что к поэтессе при жизни все обращались не иначе, как Марина Ивановна, с уважением. Возможно, потому, что она была самой умной женщиной двадцатого века. Если стихи Ахма-товой мне показались совершенными, то Марину Ивановну отличает то, что она развивалась. Еще одна тревожная мысль: мог ли кто-нибудь ей помочь не уйти из жизни так рано? Личная трагедия поэтессы выражена в одном четверостишие:

За этот ад,

За этот бред,

Пошли мне сад

На старость лет.

Луиза Разетдинова:

– Я познакомилась с Мариной Цветаевой в семилетнем возрасте, когда посмотрела фильм «Ирония судь-бы…». Каждый раз я что-то новое открываю в ее стихах. Смотря передачи о ее жизни, постоянно задаюсь вопросом: ну почему она приехала в Елабугу? Я всегда с отчаянием это воспринимала. И пока у меня нет ответа на этот вопрос.

Мансур Вахитов:

– Цветаева всегда была мне интересна, интересна и загадка ее гибели. Может быть, это легенда, но есть сведения, что ее сын продавал ее рукописи бабкам, которые продавали семечки. Они делали из них кульки… Люди, почитавшие Цветаеву, осуждали его.

Светлана Гафурова посвятила Марине Цветаевой поэму:

Бездонная, бездомная печь...

Цель ее – пылать! Жечь!

Вселенская домна на высокой горе,

без родины, без дома в нездешнем горит,

Обогревая Космос – алая, шалая!

И слез, и восторгов, и дров – все ей мало!

Все дороги мира текут в нее!

Все глаза и губы – любы!

И летит прямо в сердце ей ледяное копье...

Оно и сгубит! Не спать! Обнять всех! Успеть!

Не спать! Обнять всех! Успеть! Пока не сон!

Пока не смерть! А утром – только пепел, только зола...

Ни уголька в золе...

Глаза в черном ободе зелены, как трава.

Стопка стихов на столе...

Непонятая, неправая, ненужная...

Через век как ты стала права и нужна!

Когда метель забытья,

Когда метель забытья кружит вьюжная,

и замерзают бессильно слова.

Марина – боярышня нищая, королева, богиня!

Следом в след за тобою ступаю...

Шепчу нетленное твое имя!

Я и сама такая! Такая...

Айдар Хусаинов:

– Марина и Анастасия были мажорами – их отец был генералом. Ее воспитали так, что она чувствовала свое превосходство, была принцессой. Поэтому она была не приспособлена к жизни, никогда не думала о хлебе насущном. У нее не было близких друзей. И потом, когда Цветаева уехала на Запад, те, кто здесь остался, не хотели ей помогать, потому что они были никем, а она была принцессой. Ее стихи – это мечта о воле… Вся ее жизнь была затянувшимся капризом. Она нравилась честностью и непрогибаемостью.#искусство #литература #поэзия #стихи