Найти в Дзене
Евгений Водолазкин

О защите русского языка

– Были ли у вас ситуации, в научной деятельности или в писательской, когда вам приходилось отстаивать слова: общеупотребительные, заимствования, неологизмы и так далее. Была ли такая ситуация? Если да, то можно пример?

– Была у меня ситуация, когда я попытался убрать слово «ресепшн». Я объявил конкурс в своей колонке, на который было прислано пятьдесят вариантов замены слова «ресепшн». Например: «рецепция», но это все-таки другое слово, «привечальня», даже такое было слово.

Пятьдесят вариантов – это очень много, и из этих пятидесяти мои коллеги из Пушкинского дома и я выбрали десять. Из этих десяти всеобщим голосованием было выбрано три, и из этих трех мы выбрали одно слово, но и оно не прижилось.

Собственно, я не потому это делал, что не люблю иностранные заимствования. Заимствования важны, они двигают язык вперед, однако есть слова, которые абсолютно не гармонируют с русским языком, например «ресепшн», например «хендаут», например «стендап» и так далее. Я готов отстаивать замену этих слов, но, пожалуй, это один из многих случаев, когда я проявляю какую-то активность в области языка.

Язык – это самонастраивающаяся система, он способен сам себя защитить. Единственное, когда он не способен себя защитить, – это когда по телевизору постоянно вкручивают в сознание какие-то иностранные слова, которые язык отторгает. Если десять раз на дню говорить какое-то слово, то его начнут употреблять. Например: «хайп», какое-то время было слово «паркинг», но язык его поборол и сейчас возвращается «стоянка».

Этот конкурс я затеял скорее для того, чтобы обратить внимание соотечественников на язык, на котором мы говорим, на русский язык. Я за внимательное, любовное и бережное к нему отношение. Я за то, чтобы каждый готов был отстаивать какие-то слова, которые, допустим, очень красивы, но ушли или уходят из русского языка.

Вот какие прекрасные слова «сударь» и «сударыня». У нас же совершенно жуткое обращение: «женщина», «мужчина», это выглядит как-то пошло, а «сударь» и «сударыня» – это очень хорошо. Но когда я говорю кому-то «сударь» и «сударыня», на меня смотрят подозрительно и, видимо, первая мысль отправить меня в клинику Кащенко.