Найти тему
Cosmoscow Mag

В фокусе: Кит Харинг

Кит Харинг, «Автопортрет» (1980-1981). © The Keith Haring Foundation.
Кит Харинг, «Автопортрет» (1980-1981). © The Keith Haring Foundation.

На днях, 9 декабря, завершила свою работу 17-я по счету ярмарка Art Basel Miami Beach, являющаяся американской «сестрой» швейцарской Art Basel. В ней приняли участие более 230 галерей из 35 стран. Неудивительно, что при таком размахе происходят разные недоразумения. Можно ли, к примеру, представить себе что-то более драматичное, чем появление на красной дорожке «Оскара» двух звезд в одинаковых платьях? На Art Basel Miami Beach в этом году произошло нечто похожее, но с поправкой на специфику мероприятия.

Стенд галереи Gladstone с работами Кита Харинга на Art Basel Miami Beach 2018. COURTESY GLADSTONE GALLERY.
Стенд галереи Gladstone с работами Кита Харинга на Art Basel Miami Beach 2018. COURTESY GLADSTONE GALLERY.

Как сообщает Artnews, на расположенных рядом друг с другом стендах галерей Gladstone и Lévy Gorvy были выставлены работы одного и того же художника – Кита Харинга. На внешней стене стенда Lévy Gorvy висела работа художника «Без названия (горящий череп)», оцененная в $3,5 млн при том, что в 2013 году эта же работа ушла с молотка на Sotheby’s всего за $965 000. Еще одна работа под названием «Молчание = смерть» с ценником в $8,5 млн вызвала, по словам директоров галереи, большой интерес. А владелица галереи Gladstone в релизе по итогам ярмарки сообщала о том, что ее стенд, посвященный Харингу, был полностью распродан, а цены варьировались от $300 000 до $1 млн. Мы решили использовать этот повод для того, чтобы поделиться с вами несколькими интересными фактами об этом художнике.

Кит Харинг, «Молчание = смерть» (1988). 2018, The Keith Haring Foundation. Photo: Elisabeth Bernstein.
Кит Харинг, «Молчание = смерть» (1988). 2018, The Keith Haring Foundation. Photo: Elisabeth Bernstein.

Образы, создававшиеся Китом Харингом (1958–1990) из контурных фигурок людей и животных мгновенно узнаваемы. Они до сих пор вызывают интерес высоколобых экспертов и постоянно тиражируются в массовой культуре. Бренд Uniqlo буквально через сезон выпускает вещи с принтами работ Харинга наряду с произведениями Уорхола и Баскии, с которыми он дружил при жизни. Работы Харинга совмещают в себе простую, доступную форму с глубоким содержанием. К примеру, уже упоминавшаяся работа «Молчание = смерть» посвящена замалчиванию СПИДа в США в конце 1980-х годов.

Кит Харинг и Энди Уорхол. Photograph: Courtesy Courtesy Villazan Art Gallery / Ricky Powerll.
Кит Харинг и Энди Уорхол. Photograph: Courtesy Courtesy Villazan Art Gallery / Ricky Powerll.

Харинг считал, что искусство должно быть массовым, а не элитарным. Для этого, в частности, в 1986 году он открыл на Манхэттене магазин Pop Shop, вы котором любой желающий мог пробрести его тиражные работы или сувениры. Он с радостью соглашался расписывать стены общественных зданий – больниц, приютов и детских садов. Его публичные работы становились гораздо более целомудренными при том, что в остальных случаях он никогда не боялся откровенных сюжетов и высказываний на темы. Летом этого года в Амстердаме обнаружили скрывавшуюся за обшивочными досками на протяжении 30 лет роспись Харинга. Стену хранилища Музея Стеделейк художник расписал в 1986 году, когда там проходила его выставка.

Стена хранилища Музея Стеделейк, расписанная Харингом в 1986 году. Photo: Hanna Hachula. Courtesy Stedelijk Museum.
Стена хранилища Музея Стеделейк, расписанная Харингом в 1986 году. Photo: Hanna Hachula. Courtesy Stedelijk Museum.

Успех работ Харинга у широкой публики долгое время не давал покоя кураторам, критикам и другим экспертам от искусства, которые считали его коммерческим художником. Сам Харинг утверждал: «Им просто не нравится, что я стал знаменитым в обход всех традиционных путей арт-рынка». С 1980 по 1985 году Харинг создал сотни работ на пустующих рекламных щитах в нью-йоркском метро. Именно они сделали его супер-популярным. Впоследствии он говорил, что именно эти работы помогли ему выработать собственный стиль: «Я мог напрямую наблюдать за реакцией простых людей на мои работы, для меня это было очень полезно».

Кит Харинг в нью-йоркском метро, прибл. 1985 год. PHOTOGRAPH COURTESY OF LAURA LEVINE/CORBIS VIA GETTY IMAGES
Кит Харинг в нью-йоркском метро, прибл. 1985 год. PHOTOGRAPH COURTESY OF LAURA LEVINE/CORBIS VIA GETTY IMAGES

В завершении – еще один секрет успеха Харинга. Он был уверен, что в наше время художник должен работать быстро: «Настоящее искусство существует исключительно в качестве мгновенной реакции на жизнь, которая нас окружает. Если вы работаете подолгу, ваши работы только усложняются, в них возникают повторы». Лучшей метафорой для этого он считал работы, созданные на снегу: «Вы работаете очень быстро, и при этом прекрасно понимаете, что создаете нечто мимолетное, что очень скоро исчезнет, испарится. В этом случае у вас не остается времени на то, чтобы волноваться и переживать».