115 подписчиков

Он начал карьеру в 21, сидел в тюрьме и пережил смерть друга. Иан Райт стал легендой вопреки всему

1,8K прочитали

Когда речь заходит о легендарных бомбардирах «Арсенала», то в первую очередь на ум приходит Тьерри Анри. Абсолютно лучший форвард в истории клуба. Иан Райт остался вторым по количеству голов за «канониров», но все трудности его жизни делают это достижение ещё более значимым. Англичанин рассказал, почему мог вообще не стать футболистом и насколько сильно некоторые люди изменили его жизнь.

Getty Images
Getty Images

11 лет провалов. Райт подписал свой первый профессиональный контракт за несколько недель до своего 22-го дня рождения. На просмотры Иан начал ходить ещё с 11. Мать говорила парню, что получается не у всех. Не самые мотивирующие слова.

В 19 у Райта был шестинедельный просмотр в «Брайтоне». Дела шли хорошо, а в клубе был выходной, но у молодого форварда не было денег даже на поезд в Лондон. Иан хотел повидаться с семьёй и решил попросить небольшую сумму в бухгалтерии. Клуб, обычно, оплачивал игрокам на просмотре дорогу домой. Ему пришлось 5 часов просидеть в приёмной, пока в неё случайно не зашёл капитан «Брайтона» Стив Фостер. Стив поднял скандал, что молодому парню не могут выделить жалких 200 фунтов и уже через пару минут деньги передали Иану.

Кстати, просмотр, в итоге, он не прошёл.

Courtesy of Ian Wright
Courtesy of Ian Wright

Детство у Райта выдалось тяжёлое. Будущая легенда «Арсенала» жил с мамой, приёмным отцом, старшими братьями Морисом, Дионом, Никки (сводный) и младшей сестрой. Отчим не любил его. Однажды, покупая одежду, он взял штаны и спросил подойдут ли они Никки. Мать сказала, что это размер Иана. Папаша просто взял и отложил их в сторону, не желая что-либо покупать для младшего приёмного сына.

Больше всего Иан с братом Морисом обожал смотреть программу Match of the Day. Комната с телевизором в доме была одна. Отчим заходил, включал программу и говорил детям развернуться и смотреть в стену. Почему? Потому что мог. Иан рыдал, так как слышал, что там происходит, но не мог увидеть. Когда его впервые пригласили на Match of the Day в качестве эксперта, Райт чуть не расплакался.

Simon Bruty/Allsport
Simon Bruty/Allsport

Иан был совершенно безбашенным парнем. По выходным Райт играл против любительских команд, которые в Англии называют «pub teams». По словам самого игрока, злость всегда была в нём. Заводился парень с пол-оборота, регулярно ввязываясь в драки. Его брат Морис говорил: «Аккуратно отбирайте у него мяч, а то он обязательно захочет вас отдубасить».

Оттолкнуться ото дна помог школьный учитель. В 8 лет Райт плохо читал и писал. Его постоянно выгоняли из класса и каждый раз он встречал мистера Сидни Пигдена в коридоре. После очередного случая мистер Пигден поговорил с другими учителями и взял Иана под своё крыло. Он научил мальчика читать, писать и даже дал несколько футбольных советов.

Мистер Пигден заменил Иану Райту отца. Учитель рассказывал, как круто забивал Джимми Гривз, пробивая на точность и парень начал брать пример с известного футболиста. Через много лет Иан встретил мистера Пигдена. Райт уже играл за «Арсенал» и не ожидал такой трогательной встречи. Слёзы сдержать не удалось. Когда форвард впервые сыграл за сборную Англии, мистер Пигден сказал, что этим моментом гордится больше всего в жизни.

«Школьный учитель, который был пилотом во время Второй Мировой Войны и летал над Букингемским дворцом, больше всего гордится своим учеником, просто играющим в футбол. Знаете это тёплое чувство, когда кто-то гордится тобой? Его не купишь ни за какие деньги», - рассказывал Райт. В прошлом году мистер Пигден умер в возрасте 95 лет.

Иан закончил с футболом в 19 лет. Англичанин попал в тюрьму на две недели за неуплаченные штрафы. К тому времени он познакомился со своей первой женой и усыновил её ребёнка. Его вы точно знаете. Шон Райт-Филлипс. Тот самый, что играл за «Манчестер Сити». После выхода из тюрьмы с футболом было покончено. Иан работал на сахарной фабрике, чтобы прокормить Шона и новорождённого Брэдли (играет за «Нью-Йорк Ред Буллз»).

Денег хватало, а по выходным Райту удавалось играть за полупрофессиональный клуб. Судя по всему, довольно успешно. На просмотр позвал «Кристал Пэлас». Иан сильно не хотел ввязываться в это, так как боялся снова получить отказ. Его уговорили. В 21 год один из лучших форвардов в истории английского футбола подписал свой первый профессиональный контракт.

BT Sports
BT Sports

Близко дружил с Дэвидом Рокаслом. «Дэвид Рокасл - причина, почему я до сих пор болею за «Арсенал», - говорит Райт. Иан приехал на базу «Кристал Пэлас», где ему сказали, что приняли предложение «канониров» по его трансферу. Сам футболист вспоминает: «Меня подписал «Арсенал», а я думал только о том, что собирался сегодня купить маме новый телевизор».

На первых порах в клубе Иану сильно помогал Дэвид или «Рокки», как он его называл. Они оба с одного района Лондона и выросли вместе. Рокасл взял Райта под своё крыло и в первый же день всю ночь рассказывал о важности Северолондонского дерби. Болельщики позже говорили Иану: «Забьёшь «Тоттенхэму» - будешь легендой. Не важно, что будет дальше». Прежде, чем покинуть «Арсенал», Райт четырежды забил «шпорам».

Большинство успехов в футболке «канониров» он посвящает «Рокки». К сожалению, Дэвид Рокасл умер от рака в 33 года, узнав о своей болезни всего за 3 недели до смерти. Он был лучшим другом Иана.

The Independent
The Independent

Сейчас Райт абсолютно счастлив. Ему уже 55 лет. Сыновья стали успешными футболистами. Внук Иана, сын Шона, Д`Марджио играет за «Манчестер Сити» (в молодёжных командах). Другой внук Райан тоже стремится стать футболистом. Нынешняя жена родила легендарному футболисту ещё и двух дочерей.

Теперь Райт надеется, что больше никому не придётся так унижаться, как он, ожидая денег на проезд от клуба. Экс-форвард «Арсенала» называет футбол «игрой для всех». Именно футбол реабилитировал его жизнь и дал возможность стать нормальным человеком.

Читайте также:

Пике станет владельцем «Андорры»

Трусость или холодный расчет? «Тоттенхэм» играл с «Интером», а не с «Барселоной»

Анчелотти не виноват в вылете «Наполи». У него не было шансов на «Энфилде»