Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Ромео должен умереть

Оглавление

(2000, США)

37-летний "ромео" Джет Ли играет здесь ровесника 21-летней "джульетты". М-да... А впрочем, кунг-фу-фильмы знавали и не такое; спросите Джеки Чана, он подтвердит.
37-летний "ромео" Джет Ли играет здесь ровесника 21-летней "джульетты". М-да... А впрочем, кунг-фу-фильмы знавали и не такое; спросите Джеки Чана, он подтвердит.

Удачный режиссёрский дебют многоопытного оператора Анджея Бартковяка, продолжившего затем этот банкет столь же добротными боевиками "Сквозные ранения" и "От колыбели до могилы", а также, увы, провальной по всем статьям экранизацией культового шутера "DOOM".
Судя по названию, можно подумать, что в картине есть какая-то отсылка к скандальной криминальной драме с Гари Олдманом
"Ромео истекает кровью"(1993), ан нет, ничего такого мы здесь не наблюдаем. На сей раз перед нами типичный кунг-фу-фильм, помноженный на американские экшен-технологии конца 20 века, в которых Бартковяк был неплохо подкован. Работая два года назад оператором в "Смертельном оружии 4", где также снимался приглашенный из Гонконга Джет Ли, Анджей, видимо, и загорелся идеей попросить его задержаться в Штатах ещё ненадолго. И Джет на радость себе и всем нам охотно согласился. Да и кто бы на его месте не отказался забыть о гонконгских зарплатах в пользу голливудских гонораров, тем более, когда тебя самого об этом просят.

Совместное кунг-фу Анджея и Джета выдалось продуктивным для обоих. В "Ромео" тоже хватало китайской боевой акробатики, но здесь её подавали без фанатизма, в привычных западному зрителю, умеренных дозах. Тем более, что местный детективно-лирический сюжет был намного интереснее шао-линьских выкрутасов главного героя. Ну а саундтрек "Ромео" получился и вовсе сногсшибательнее любого кунг-фу. Судите сами: диск с музыкой из фильма продался отдельно от него тиражом аж в полтора миллиона экземпляров! И это для картины с далеко не рекордными прокатными сборами в 90 млн.$ (при бюджете в 25 млн.).
Одно прискорбно: спустя год экранная партнерша Джета, певица Алия разбилась в авиакатастрофе. А поскольку эта лента осталась самой яркой и известной в ее короткой актерской карьере, ныне вся звучащая тут музыка, включая песни самой Алии, является её своеобразной киноэпитафией.

Пристала как банный лист: дай, говорит, хоть разок кому-нибудь маваши в прыжке зарядить. Ну ладно, так уж и быть, заряди - Джет сегодня добрый.
Пристала как банный лист: дай, говорит, хоть разок кому-нибудь маваши в прыжке зарядить. Ну ладно, так уж и быть, заряди - Джет сегодня добрый.

Само собой, что махровой шекспировщины здесь нет, но поскольку совсем без неё эту историю так бы не назвали, кое-какие отсылки к классике всё же имеются. Монтекки и Капулетти, например, разве что местные "враждуны" откликаются на фамилии Синг и О’Дэй. Обе семьи откровенно мафиозные, разве что первая, китайская, из Триад, а вторая являет собой банду окультуренных чернокожих гангстеров. И обе усердно делят лакомое океанское побережье родного Окленда, штат Калифорния.
Их взаимная ненависть вспыхивает с новой силой, когда однажды младшего из двух сыновей главы Триад нашли повешенным прямо на уличном фонаре. Узнав об этом, сидящий в китайской тюрьме, старший сын Хан (Джет Ли) свирепеет, задаёт деру и по поддельным документам проникает в Америку. Дабы самому во всём разобраться, а если получится, то и отомстить. А не получится, тоже не беда, ведь возвращение обратно в Китай в планы беглого зека так и так не входит.

Однако в ходе своих поисков Хан вдруг случайно знакомится с Триш, дочерью главы семейки О’Дэй. С ожидаемым переходом их отношений в мелодраматическую плоскость. Что, естественно, усугубляет мафиозные напряги ещё больше. Тем паче, что эти влюбленные, в отличие от шекспировских, ненавидят страдания, вздохи при луне и суицид, а берутся расследовать мутное дело с убийством уже на пару. А поскольку Хан отлично владел дедуктивным азиатским методом под названием кунг-фу, его общение со свидетелями и подозреваемыми вскоре начало приносить закономерные плоды. Вот только эти откровения совершенно никому не понравились, включая самих Хана и Триш. Но развидеть вскрывшуюся горькую правду они уже не могли, и потому хановы кулаки и пятки заработали с новой силой...

Расизм и нетолерантность?  Да будет вам! Когда китаец хватает за кадык чернокожего, это и есть самый настоящий мультикультурализм!
Расизм и нетолерантность? Да будет вам! Когда китаец хватает за кадык чернокожего, это и есть самый настоящий мультикультурализм!

***

В общем, когда я впервые смотрел этот молодежный боевик, мне самому было 25 лет, и он мне в 2000 году весьма и весьма приглянулся. Когда же я решил пересмотреть его 18 лет спустя... то не обнаружил ни одного намёка на то, что он мне разонравился. И стиль картины, и сюжетный драйв, и музыка, и ураганная джетовская боёвка, и юмор в исполнении набирающего в те годы популярность, толстого кинокомика Энтони Андерсена, и, разумеется, операторская работа (ну ещё бы!) - всё здесь заслуживает сплошных похвал. И то, что в последующие десять лет Джет Ли гораздо чаще трудился в Америке, а не на родине в Гонконге, стало возможным лишь благодаря "Ромео должен умереть". Который и поныне считается одной из его лучших голливудских работ, если вовсе не лучшей.

Без явных кунг-фуистических перегибов местами тоже не обошлось, зато сняты они просто на  загляденье - спору нет.
Без явных кунг-фуистических перегибов местами тоже не обошлось, зато сняты они просто на загляденье - спору нет.