(2000, США)
Удачный режиссёрский дебют многоопытного оператора Анджея Бартковяка, продолжившего затем этот банкет столь же добротными боевиками "Сквозные ранения" и "От колыбели до могилы", а также, увы, провальной по всем статьям экранизацией культового шутера "DOOM".
Судя по названию, можно подумать, что в картине есть какая-то отсылка к скандальной криминальной драме с Гари Олдманом "Ромео истекает кровью"(1993), ан нет, ничего такого мы здесь не наблюдаем. На сей раз перед нами типичный кунг-фу-фильм, помноженный на американские экшен-технологии конца 20 века, в которых Бартковяк был неплохо подкован. Работая два года назад оператором в "Смертельном оружии 4", где также снимался приглашенный из Гонконга Джет Ли, Анджей, видимо, и загорелся идеей попросить его задержаться в Штатах ещё ненадолго. И Джет на радость себе и всем нам охотно согласился. Да и кто бы на его месте не отказался забыть о гонконгских зарплатах в пользу голливудских гонораров, тем более, когда тебя самого об этом просят.
Совместное кунг-фу Анджея и Джета выдалось продуктивным для обоих. В "Ромео" тоже хватало китайской боевой акробатики, но здесь её подавали без фанатизма, в привычных западному зрителю, умеренных дозах. Тем более, что местный детективно-лирический сюжет был намного интереснее шао-линьских выкрутасов главного героя. Ну а саундтрек "Ромео" получился и вовсе сногсшибательнее любого кунг-фу. Судите сами: диск с музыкой из фильма продался отдельно от него тиражом аж в полтора миллиона экземпляров! И это для картины с далеко не рекордными прокатными сборами в 90 млн.$ (при бюджете в 25 млн.).
Одно прискорбно: спустя год экранная партнерша Джета, певица Алия разбилась в авиакатастрофе. А поскольку эта лента осталась самой яркой и известной в ее короткой актерской карьере, ныне вся звучащая тут музыка, включая песни самой Алии, является её своеобразной киноэпитафией.
Само собой, что махровой шекспировщины здесь нет, но поскольку совсем без неё эту историю так бы не назвали, кое-какие отсылки к классике всё же имеются. Монтекки и Капулетти, например, разве что местные "враждуны" откликаются на фамилии Синг и О’Дэй. Обе семьи откровенно мафиозные, разве что первая, китайская, из Триад, а вторая являет собой банду окультуренных чернокожих гангстеров. И обе усердно делят лакомое океанское побережье родного Окленда, штат Калифорния.
Их взаимная ненависть вспыхивает с новой силой, когда однажды младшего из двух сыновей главы Триад нашли повешенным прямо на уличном фонаре. Узнав об этом, сидящий в китайской тюрьме, старший сын Хан (Джет Ли) свирепеет, задаёт деру и по поддельным документам проникает в Америку. Дабы самому во всём разобраться, а если получится, то и отомстить. А не получится, тоже не беда, ведь возвращение обратно в Китай в планы беглого зека так и так не входит.
Однако в ходе своих поисков Хан вдруг случайно знакомится с Триш, дочерью главы семейки О’Дэй. С ожидаемым переходом их отношений в мелодраматическую плоскость. Что, естественно, усугубляет мафиозные напряги ещё больше. Тем паче, что эти влюбленные, в отличие от шекспировских, ненавидят страдания, вздохи при луне и суицид, а берутся расследовать мутное дело с убийством уже на пару. А поскольку Хан отлично владел дедуктивным азиатским методом под названием кунг-фу, его общение со свидетелями и подозреваемыми вскоре начало приносить закономерные плоды. Вот только эти откровения совершенно никому не понравились, включая самих Хана и Триш. Но развидеть вскрывшуюся горькую правду они уже не могли, и потому хановы кулаки и пятки заработали с новой силой...
***
В общем, когда я впервые смотрел этот молодежный боевик, мне самому было 25 лет, и он мне в 2000 году весьма и весьма приглянулся. Когда же я решил пересмотреть его 18 лет спустя... то не обнаружил ни одного намёка на то, что он мне разонравился. И стиль картины, и сюжетный драйв, и музыка, и ураганная джетовская боёвка, и юмор в исполнении набирающего в те годы популярность, толстого кинокомика Энтони Андерсена, и, разумеется, операторская работа (ну ещё бы!) - всё здесь заслуживает сплошных похвал. И то, что в последующие десять лет Джет Ли гораздо чаще трудился в Америке, а не на родине в Гонконге, стало возможным лишь благодаря "Ромео должен умереть". Который и поныне считается одной из его лучших голливудских работ, если вовсе не лучшей.