Найти тему
Анастасия Постригай

#2 Каково это — жить в эпоху «Черного квадрата»?


Привет! Это Анастасия Постригай из Школы популярного искусства Op_Pop_Art.

В прошлый раз вы читали дли-и-и-инный текст с самыми популярными и справедливыми вопросами о «Черном квадрате» (читайте первую статью здесь >>). И я обещала вам во всех красках описать, в какой реальности жил Малевич и его современники.

Встречайте: вторая статья в моей серии! Каково это — жить в эпоху «Черного квадрата»?

1913 год. В России футуристы ставят оперу «Победа над Солнцем», где люди будущего заколачивают светило в гроб — конец прежним порядкам! Одна из декораций — черный квадрат на белом фоне, созданный Казимиром Малевичем. Только через два года, в 1915-м, «Черный квадрат» станет хитом выставок и манифестом нового искусства, но самая первая версия главного произведения Малевича появилась именно тогда, в 1913 году. Это был последний мирный год старой Европы перед Первой мировой. Что он оставил после себя?

«Это не искусство!»

Февраль 1913 года. В Нью-Йорке открывается Armory Show — выставка-пощечина, выставка-скандал, выставка-взрыв. Показывали Матисса и Пикассо, Кандинского и Леже, Дюшана и Брака. Новое европейское искусство американцам не понравилось, а бывший президент Рузвельт сказал, что в индейском коврике для туалета и то больше смысла.

По другую сторону океана — в России — о Матиссе и Пикассо знают уже не первый год. Молодые художники (и Малевич в том числе) по воскресеньям заглядывают в дом Трубецких, где знаменитый коллекционер Сергей Щукин показывает свое великолепное собрание картин. К тому времени щукинское собрание — это полотна Камиля Писсарро и Клода Моне, Ван Гога и Поля Гогена, Пабло Пикассо и Анри Матисса. Словом, все знаковые художники последних 50 лет. Другим горячим собирателем западного искусства был Иван Морозов, известный в Париже как «русский, который не торгуется». Жемчужиной его коллекции был Поль Сезанн: именно он вдохновил Пабло Пикассо на эксперименты с кубизмом, а русских художников — на авангардизм.

-2

Зарегистрируйтесь на вебинар здесь >>

Боди-арт и уличные вывески

«Французы велики!» — говорил современник Малевича, художник Михаил Ларионов. И тут же обвинял товарищей по цеху в слепом подражании Сезанну, Матиссу и другим героям из Парижа. Сам Ларионов работал над собственным направлением в живописи — лучизмом, а еще нещадно эпатировал публику. Каждая его выставка оборачивалась скандалом. Он придумал «футуристический грим» — нечто похожее на нынешний боди-арт. Коллекционировал уличные вывески. А еще не стеснялся пускать в ход кулаки, когда товарищи-художники не соглашались с его словами.

«Весна священная»

В один из последних дней мая 1913 года в Париже разразился большой скандал: Сергей Дягилев представил «Весну священную». Либретто, костюмы и декорации создал Николай Рерих. Музыку написал Игорь Стравинский, а поставил балет Вацлав Нижинский. Этот спектакль был не похож ни на один другой из программы «Русских сезонов». Почти бессюжетный, балет увлекал зрителей в мир древних племен, где весну призывали играми, плясками, хороводами. Парижская публика негодовала: лишенная всякой привлекательности музыка Стравинского вместе с полностью скрывающими все тело костюмами Рериха ей совсем не нравилась. Зрители привыкли к русской экзотике, которую с 1909 года им неизменно каждый сезон показывала труппа Дягилева. Но «Весна священная» была другой — без заигрывания, без оголенных ножек прекрасных танцовщиц, без шикарных костюмов. Именитые парижане свистели, плевались, убегали из зала прочь. Стравинский сидел ни жив ни мертв, а Дягилев хладнокровно велел артистам продолжать свои языческие танцы.

Квантовая физика и бюстгальтер

Пока в Париже обсуждали первобытное искусство Дягилева, Стравинского и Нижинского, в другой части Европы менялась научная картина мира. Датский физик Нильс Бор впервые добавил квантовые элементы в теорию атома, благодаря чему стал отцом современной квантовой физики. Его открытия актуальны и по сей день! В 1922 году Бор получил Нобелевскую премию: к тому времени мир изменился до неузнаваемости.

Например, женщины и думать забыли о корсетах: в 1913 году у них появилось куда более удобное приспособление — бюстгальтер. И если платье без корсета придумал мужчина (дизайнер Поль Пуаре), то за новый элемент нижнего белья стоит благодарить Мэри Фелпс Джекобс. Правда, запатентовать изобретение ей удалось только в 1914 году.

Автомобили и электронная музыка

Генри Форда иногда называют «Стивом Джобсом начала XX века» — настолько огромен его вклад в современный уклад нашей жизни. В 1913 году на автомобильном заводе Форда заработал конвейер. Теперь автомобиль Ford собирали из готовых частей за 2,5 часа! Это в шесть раз быстрее, чем раньше. Неудивительно, что до конца 1920-х машины Ford были самыми популярными. Как и звуки, которые издавали эти и другие авто.

В 1913 году итальянский художник Луиджи Руссоло опубликовал манифест «Искусство шумов» и предложил композиторам выражать музыку толп, поездов, автомобилей, крейсеров и самолетов. Считается, что своими экспериментами Руссоло изменил музыкальную реальность и напророчил нам электронную музыку. А может быть, это были звуки надвигающейся Первой мировой, которая не оставила от старой Европы, старой моды и старого искусства ни следа?

Как и всегда, время все расставило по местам. Уже не первое поколение любит и слушает электронную музыку, люди делают «вечный боди-арт» в виде татуировок, а представить современный мир без ядерной физики просто невозможно. Да и «Черный квадрат» прочно занял свое место в истории искусства. И по-моему, настал момент изучить его до последней трещинки. Готовы? В следующей статье дам инструкцию, как смотреть «Черный квадрат».

Приглашаю Вас на бесплатный онлайн-практикум!

РЕГИСТРАЦИЯ ЗДЕСЬ >>

-3