Найти тему
Потерянная ЭПОХА

Побег из талибского плена

16 августа 1996 года, экипаж самолета Ил-76 произвел грандиозный побег из плена талибов. Командиру воздушного судна Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину удалось не только спасти свои жизни и жизни 7 членов экипажа, но и сохранить дорогостоящий самолет. За этот побег им было присвоено звание Герой России, остальной же команде были вручены ордена Мужества.

ИЛ-76 за несколько дней до захвата
ИЛ-76 за несколько дней до захвата

Эта история начинается 3 августа 1995 года, когда самолет с экипажем отправился в коммерческий рейс из города Тиран, что в Албании на авиабазу Баграм в Кабуле, везя груз боеприпасов и выполняя правительственное соглашение с Албанией,

Подобные рейсы наш экипаж выполнял не в первый раз, ранее уже возя грузы совершенно разных видов. Этот рейс был третьим, перевозки совершавшиеся ранее, всегда заканчивались успехом. Пролетая над Афганистаном самолет был перехвачен принадлежащим талибам истребителями МиГ-21, вынудив совершить посадку вблизи города Кандагар. Как выяснилось позднее, групировка Талибан (запрещенная в России организация) располагающаяся на территории Афганистана, имела непримиримый конфликт с получателем груза боеприпасов – “Северным альянсом”.

Командир корабля - Владимир Шарпатов
Командир корабля - Владимир Шарпатов

В ходе досмотра талибами, было выявлено, что помимо разрешенных для транспортировки боеприпасов, на самолете перевозили ящик со снарядами недопустимыми к перевозке. Обнаружив данный факт, самолёт был арестован талибами, а экипаж состоящий из 7 человек задержан. Захваченные соотечественники попали в плен и содержались в ужасных условиях целых 378 дней, страдая от зноя, жажды и нехватки пищи. Это не могло не сказаться на их моральном состоянии, угроза смерти и давящая обстановка сильно подтачивала психику.

Во что пишет о плене командир корабля Владимир Шарпатов:

"Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению",

Фотография из плена, на фоне командир корабля Владимир Шарпатов
Фотография из плена, на фоне командир корабля Владимир Шарпатов

Экипаж в плену. Слева направо: Второй пилот - Газинур Хайруллин, бортинженер Асхат Аббязов, бортрадист Юрий Вшивцев, инженер Сергей Бутузов, инженер Виктор Рязанов, капитан корабля Владимир Шарпатов. Фотографирует Александр Здор, штурман
Экипаж в плену. Слева направо: Второй пилот - Газинур Хайруллин, бортинженер Асхат Аббязов, бортрадист Юрий Вшивцев, инженер Сергей Бутузов, инженер Виктор Рязанов, капитан корабля Владимир Шарпатов. Фотографирует Александр Здор, штурман

После долгого бездействия, российской стороной была реализована попытка обмена пленников на запасные части вертолетов, но это предложение было отвергнуто талибами. Позднее, в ходе долгих переговоров получилось уговорить талибов о возможности обмена почтой, что помогло экипажу сформировать и начать планировать потенциальный побег из заключения. Отечественными спецслужбами был разработан план побега, заключавшийся в угоне собственного же самолета для спасения.

План побега
План побега

Под предлогом необходимости технической проверки самолета, экипаж договаривается с талибами об его периодическом обслуживании. В одном из таких случаев, 16 августа 1996 года, не смотря на вооруженный конвой, экипажу удается завести двигатели и поднять самолет в воздух. Удачно взлетев, беглецам также было необходимо устранить угрозу от вооруженных боевиков движения Талибан (запрещенная в России организация), оставшихся в самолете. Этому поспособствовал капитан судна Владимир Шарпатов, резким снижением высоты после взлета, он вывел из равновесия боевиков, и их нейтрализация прошла успешно.

По счастливой случайности топливо необходимое для перелёта не было слито из баков самолета и пилоты проложили маршрут в Арабские Эмираты, заведомо взяв низкие высоты. Приземлившись в городе Шарджу, экипаж борта RA-76842, уже на следующий день вернулся в Казань.

Воссоединение инженера Виктора Рязанова с семьей
Воссоединение инженера Виктора Рязанова с семьей

Спустя 14 лет, на основе этой уникальный истории, на экраны страны вышел фильм – “Кандагар”

Владимир Машков, Владимир Шарпатов и Александр Балуев на съмеках фильма "Кандагар"
Владимир Машков, Владимир Шарпатов и Александр Балуев на съмеках фильма "Кандагар"