Некоторые литературные произведения для детей имеют печальный или даже трагический конец. Ребенка это не просто беспокоит, волнует, но и не устраивает. Он не может смириться с тем, что Колобка съела лиса; что яичко разбилось, хотя Ряба и обещает снести другое; что Снегурочка растаяла… Как успокоить малыша?
Ребенку нравится лишь happy end
В наши дни многие дети задолго до поступления в первый класс умеют самостоятельно читать. Иногда их мамы неверно полагают, что, как только малыш научился складывать слоги в слова, они свою миссию выполнили. Отныне пусть он сам обучает и развлекает себя с помощью детских книг и журналов. Однако ребенок не превращается в книгочея, а по-прежнему пристает к взрослым с просьбой почитать ему в сотый раз любимую историю.
Этот факт не говорит о лени ребенка, его нежелании осваивать и усовершенствовать навыки чтения. Ребенку приятно слушать поучительные и забавные рассказы, стихи из уст родителей, при этом параллельно подключать свое воображение. Малышу необходимо читать вслух, если он вас просит об этом. Он получает гораздо больше удовольствия от сказки, если вы читаете ее с выражением, меняя интонации таким образом, чтобы сделать сюжет более ясным и живым, чтобы различать персонажи по всевозможным оттенкам голоса.
Несчастливый конец
Вы прочитали ребенку сказку и теперь хотите отдохнуть: полежать на диване, полистать любимый журнал. Но малыш не отпускает вас. Возможно, он хочет послушать еще одну занимательную историю в вашем исполнении или обсудить с вами прочитанную.
Кто-то из детей с замиранием сердца в сотый раз слушает повествование о приключениях Буратино, а кто-то каждый раз готов к встрече с неизвестными героями книжек «для больших деток».
В течение воскресного дня мама прочитала шестилетнему Стасику рассказ И.С. Тургенева. В понедельник, когда она пришла за сыном в детский сад, воспитательница сообщила ей, что мальчик целый день ничего не ел, с детьми не общался, принимать участие в играх не хотел. Дома женщина померила ребенку температуру. Температура была нормальная, но Стасик отказался от ужина, старался уединиться, отвечать на вопросы не желал. Перед сном, когда мама села перед его кроваткой с очередной книгой, Стасик расплакался и сквозь слезы промолвил: «Собачку жалко».
В этот вечер, после разговора с мамой, мальчик придумал счастливый конец истории о Герасиме и его собачке. Нет, она не утонула: ее случайно спас один добрый мальчик. Герасим и Муму снова встретились и уже больше никогда не расставались. По сюжету, придуманному Стасиком, Герасим переехал жить в большой город, там он стал работать сторожем гаража, а Муму ему помогала охранять машины. Понятно, что это был не тот случай, когда маме надо было заводить разговор о времени и реалиях бытия, описанных классиком. Она не мешала сыну «устраивать судьбу» героев рассказа по-своему желанию. Стасик, сияющий от счастья, заснул с чувством выполненного долга: помог добрым людям и животным.
Будьте внимательны
Во время чтения обязательно следите за эмоциональной реакцией ребенка. Вы заметите в его глазах, мимике, жестах проявления удивления, радости, сочувствия, робости, тревоги и т.д. Может случиться так, что в момент прослушивания, на ваш взгляд, самой безобидной в плане переживаний истории малыш вдруг станет грустным, расплачется или заставит вас прекратить чтение.
В некоторых случаях, особенно после прослушивания или прочтения ребенком произведения с плохим концом, можно посоветовать ему самостоятельно продолжить повествование до счастливого конца. Помогите малышу в этом своеобразном виде литературного творчества. Скорее всего, лиса не съела Колобка, а с целью проучить его лишь взяла в рот, но не проглотила; дед и баба мгновенно перестали плакать, потому что тут же появилось золотое яйцо, большое и красивое, которое они отнесли в музей; вздыхающий бычок не упал, а осторожно спустился с качающейся доски… Если малыш умеет писать (может быть, пока только печатными буквами), пусть он попытается дописать историю самостоятельно. Все должно закончиться хорошо.
Татьяна Порецких