В сети уже несколько недель гуляет информация о том, что режиссер Алексей Красовский снимает комедию «Праздник». Комедию о блокаде Ленинграда. Сам факт того, что о тех ужаснейший днях истории города, кто-то посмел снять комедию, вызвал бурю негодования. Оно и понятно: боль, смерть и страдания — какие тут вообще могут быть комедии? Но… Может, не следует делать поспешных выводов?
Что такое «Блокада Ленинграда»? По учебникам истории, документам, фильмам и рассказам очевидцев мы можем понять, что блокада — ад на земле (без преувеличения). Только подумайте: голод довел людей до того, что люди не только съели всю живность в городе, но и начали принимать в пищу вовсе не съедобное — опилки, обои, клей и разные другие предметы. К сожалению, каннибализм тоже имел место быть. И в условиях этих событий, город систематически подвергался артобстрелам и авиаударам. Какой бы ни была фантазия, какие бы фильмы об этом ни снимали — никто из нас не в состоянии представить весь тот ужас, что пережили тогда ленинградцы.
Возможно, наиболее удивительное во всем этом то, что ленинградцы, умирающие от голода, помогали фронту как могли: в окруженном городе продолжали изготавливаться танки, артиллерийские орудия, минометы, стрелковое оружие, боеприпасы — все шло со станков прямиком на передовую.
«Ленинградская» симфония
Нельзя не упомянуть о 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена 7-я («Ленинградская») симфония; оркестром Ленинградского Радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Накануне концерта, из всех имеющихся в Ленинграде орудий, был произведен артобстрел по немецким позициям, чтобы те не начали обстреливать город и не сорвали концерт. Ослабевшие музыканты, которых буквально собирали по всему городу (большая часть музыкантов радиокомитета были либо эвакуированы, либо мертвы), которые падали в голодные обмороки на репетициях, вселили в ленинградцев уверенность в победе и заставили воспрять духом. Поскольку симфония транслировалась по всем громкоговорителям в городе, ее слышали и немцы. И у них она вызывала совсем другие чувства. Уже после войны, бывшие солдаты вермахта скажут Элиасбергу:
«До нас дошло, что мы никогда не возьмем Ленинград. Мы увидели, что есть нечто более сильное, чем голод, страх и смерть — это желание оставаться человеком».
«Ленинградская» симфония стала известна и почитаема во всем мире, еще до исполнения в самом Ленинграде. 29 июня 1942 года она прозвучала в Лондоне (источник — «Time»), хотя «Вики» утверждает, что первый концерт состоялся 22 июня в Лондоне и позже, 19 июля — в Нью-Йорке. 20 июля 1942 года Дмитрий Шостакович появился на обложке журнала «Time», в котором ему была посвящена статья. Кстати, с начала войны и до эвакуации в октябре 1941 года, Шостакович был пожарным в Ленинграде, не раз боролся с огнем после немецких авианалетов. Возможно, именно поэтому он изображен в пожарной каске.
Следует отметить, что о Шостаковиче писали многие зарубежные издания. А об исполнении 7-й симфонии в осажденном Ленинграде во всем мире пишут до сих пор, не скрывая своего восхищения ни перед самой симфонией, ни перед подвигом ленинградцев. Британский режиссер Тим Кирби снял документальный фильм о «Ленинградская симфония — пророчество победы», а в интервью ВВС он говорит об уважении к подвигу советского народа и особенно — к ленинградцам.
Если обратиться к самым разным источникам, можно увидеть, что люди всего мира отдают дать уважения жителям блокадного Ленинграда. А жители России, конечно же, скорбят по тем жертвам, которые принес город за 900 дней блокады. И на фоне этого может показаться, что Красовский — обычный негодяй, посмевший насмехаться над людской трагедией, ведь, если подумать, есть такие темы, над которыми нельзя смеяться. Но кто сказал, что Красовский собрался смеяться над страданиями людей?
Какие бывают комедии
Давайте немного отойдем от темы и спросим себя: что такое комедия? Если обратиться к словарю, то можно узнать что комедия — этo дpaмaтичecкoe пpoизвeдeниe, cpeдcтвaми caтиpы и юмopa выcмeивaющee пopoки oбщecтвa и чeлoвeкa, oтpaжaющee cмeшнoe и низкoe. О чем это говорит? Вероятнее всего о том, что хорошую комедию можно поставить практически на любую тему. Я прекрасно понимаю, что страдания, которые происходили тогда с людьми, ну никак не могут сочетаться с комедией. Или могут? Ведь хороший драматург может и трагедию обыграть с жанрами комедии, и найти тонкую грань юмора там, где ее, казалось бы, нет.
Попробую привести пример: Иван IV Грозный многим представляется бездушным тираном, погубивший тысячи жизней (но это не точно). Казалось бы: как можно снять комедию об этом кровожадном царе (это если следовать логике тех, кто критикует еще не увиденный фильм Красовского)? Он ведь людей мучил, казнил всех направо и налево, и далее — по историческим справкам и составленным стереотипам. Но Михаил Булгаков написал в 1936 году всем известную пьесу «Иван Васильевич меняет профессию». Эту пьесу мы все знаем по одноименному комедийному фильму, снятую Леонидом Гайдаем в 1973 году. Как мы видим, комедия о «страшном тиране» никого не обидела, а наоборот — полюбилась всем.
Другой пример — «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. В фильме есть немало моментов, заставляющих улыбнуться, а песни поднимают настроение. «Смуглянку» и то что «первым делом — самолеты» знают практически все. В связи с этим многие люди относят эту картину к комедии. И вот снова: никто не возмущался, что о страшных днях Великой Отечественной войны сняли фильм, в котором позитиву и песням нашлось куда больше места, чем трагедии.
Кто-то задаст резонный вопрос: почему в статье о готовящемся «кощунственном» фильме Красовского я вспоминаю бессмертную советскую классику? Все просто — этим я хотел сказать, что слово «комедия» — это не насмехательство над чем-то или кем-то. Посудите сами: советские режиссеры сняли комедию о «кровавом тиране» и музыкальный фильм о страшных днях войны. И ведь не нашлось таких, которые бы посчитали эти картины неуместными. А если обратить свой взор на Запад? В 1997 в Италии вышла комедия (трагикомедия, если быть точнее) Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Комедия о пребывании евреев в одном из концлагерей. А ведь словосочетание «комедия о концлагере» звучит также кощунственно, как и «комедия о блокадном Ленинграде». Вот только итальянская комедия полюбилась зрителю и даже получила множество наград, в том числе и три «Оскара». «Что взять с этого прогнившего Запада», ага?
И вот в сети появляется информация о том, что кто-то осмелился снять «светлую, местами черную, комедию о семье, которая готовится к празднованию Нового года, находясь в блокадном Ленинграде». Как я писал выше, эта новость очень возмутила общественность, на разных ресурсах начали появляться гневные статьи о том, какой Красовский подлец и как своим фильмом он оскорбляет жителей России, а недавно этим фильмом и вовсе заинтересовалась прокуратура. Не буду греха таить — я и сам был крайне возмущен, первый раз услышав об этом фильме. Но «глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения». Просто зайдя на «Кинопоиск», можно увидеть, что в СССР снимали комедийные фильмы о войне, которые стали классикой. А фильм «В шесть часов вечера после войны» и вовсе снимался во время ВОВ и вышел в свет еще до Победы. И тут думающие люди должны спросить у себя: «Если снимали комедии во время ужаснейшей войны в истории и после нее, когда память была наиболее сильна, почему подобную комедию нельзя снять сейчас? Почему комедия о Ленинграде кажется чем-то кощунственным, а общество восприняло ее в штыки?» Ответ прост, как 50 копеек — потому что в современной России нет комедий. Кроме того, по описанию к фильму можно подумать, что эта картина — о «пире во время чумы», ибо какой Новый год, да еще и с курицей, мог быть в семье блокадного Ленинграда? А о том, существовали ли вообще привилегированные семьи в то время или нет, спорят не мало и я в эти распри влезать не собираюсь, так как фильм — это фантазия автора. А если мы вспомним о том, что комедии не редко высмеивают человеческие пороки, можно предположить, что в фильме будет как раз их высмеивание, а не глумление над ленинградцами и не «искажение истории». Но это лишь предположение, которое может либо подтвердиться, либо оказаться в корне не верным.
Я почти уверен, что когда человек слышит сочетание «российская комедия» у многих, как и у меня, возникает представление о второсортном сортирном юморе и шутках ниже пояса. Реально, вспомнить достойные российские комедии очень сложно, а на ум в первую очередь приходят картины советского кинематографа. И вот, когда на экраны выходят различные «Бабушки легкого поведения», «Что творят мужчины» и «Зомбоящики» не удивительно, что «Праздник» Красовского воспринимается столь негативно. Люди просто не ждут чего-то хорошего, ожидая очередную «сортирно-генитальную недокомедию, где все бухают». И «Празднику» даже шансов не дают. Но я спрошу у людей и чиновников, выступающих против фильма: а кто виноват в том, что в России жанр комедии умирает? Разве не чиновники допускают различные быдло-комедии до проката? Разве не зрители ходят на них, окупая бюджет и давая возможность для съемок сиквелов и другого «мусора»? А что касается кощунства и оскорблений ветеранов: что-то мало кого возмущало, что в фильме Михалкова, например, немец справлял нужду с самолета на плавучий госпиталь, а в фильме Бондарчука красноармейцы сражались за ванну. Но это же по «секретным документам»! Мы лучше будем хаять фильм, который никто не видел, не так ли?
Кто-то может сказать, что я продажный либерал, который выгораживает кощунственную картину русофобского режиссера (я уже вижу эти комментарии). Однако, выгораживать я никого не собираюсь. Я просто хочу сказать, что нельзя судить о чем-то, не зная, что именно тебе не нравится. Я привел в пример комедийные фильмы о войне в знак того, что позитиву везде есть место. Каким будет фильм «Праздник» знают только те, кто принимал участие в съемках. Возможно, он действительно станет ужаснейшей картиной, как этого многие ожидают, а возможно — одной из лучших комедий современности. Чтобы судить, надо увидеть фильм лично, а не делать выводы по «заумным» статьям из «Пикабу» и «ЖЖ». Но впрочем, как всегда вам решать…
Dead Moroz