Она появилась на свет в Петрограде, но своей родиной считала Москву, постоянно повторяя, что дом там, где тебя любят и ждут. Манефу Соболевскую действительно любили, и не только близкие.
Именно в Москве она оказалась востребована как актриса, хотя и признавалась, что от выбранной профессии ждала гораздо большего. Сдержанная, волевая, порой даже суровая, эта женщина не вписывалась в кинематографические стандарты.
За всю жизнь ей предложили лишь одну главную роль, но это было в самом начале карьеры.
Родилась Манефа Соболевская (в девичестве Капустина) 21 февраля 1920 года в Петрограде. Семья была интеллигентной, но небогатой, а вскоре ситуация стала и вовсе критичной.
Родители развелись, девочка осталась с мамой и, как позже вспоминала, вынуждена была довольствоваться перешитыми платьями и обувью, которую приносили соседи. Пока подружки мечтали стать летчицами и врачами, Манефа думала лишь о том, удастся ли ей пообедать.
После окончания школы девушка вынуждена была пойти работать, чтобы семья хоть как-то смогла поправить свое материальное положение. По сути она выполняла функции секретарши в различных казенных учреждениях и была рада тому, что получает за свой труд скромное жалованье.
Но мать настаивала на том, чтобы Манефа продолжила обучение, так как понимала – без образования дочь так и останется простой секретаршей.
Выбор Манефы оказался смелым и неординарным – девушка подала документы в актерскую школу на базе киностудии «Ленфильм». Она хотела стать киноактрисой и уже на первом курсе получила роль в фильме «Фронтовые подруги».
Диплом девушка получила уже после войны, но она не подозревала, что в киноиндустрии за эти годы многое изменилось. Оказалось, что ее типаж суровой дамы почти не востребован в кинематографе, где царствовали барышни с кукольными лицами.
Да и само кинопроизводство переживало не лучшие времена. Проработав год на «Ленфильме» и получив лишь эпизодическую роль в картине «Небесный тихоход» актриса приняла решение переехать в Москву.
Столица встретила ее радушно, сразу же удалось устроиться на работу в Театр-студию киноактера. Но предложений о съемках не было вовсе. Спустя несколько лет актриса вернулась в Ленинград и получила роль в фильме «Мусоргский».
Вероятно, ей бы так и пришлось курсировать между двумя столицами, но все изменил случай. В 1954 году актриса познакомилась с коллегой по цеху Петром Соболевским.
Это была любовь с первого взгляда, и Манефа приняла решение навсегда остаться в Москве. В браке пара прожила без малого 30 лет, у супругов появился сын, которого назвали в честь отца. Но актерская карьера Соболевской так и не сложилась.
В 1962 году Манефа предприняла попытку вновь вернуться в профессию и устроилась работать на киностудию имени Горького. Роли по-прежнему были эпизодическими, женщине поручали играть суровых медсестер, непреклонных светских дам или же школьных учительниц.
Всего же актриса снялась в 35 фильмах, среди которых – «Оптимистическая трагедия», «Сердце матери», «Семнадцать мгновений весны», «Петровка, 38», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Гостья из будущего», «Визит к минотавру».
Однако каждый созданный ею образ был маленьким шедевром и настоящим украшением фильма. Неудивительно, что даже в преклонном возрасте Соболевскую звали на съемочную площадку, чтобы она перевоплотилась в злобную старуху или же в случайную прохожую, которая не прочь высказать свое мнение о современной молодежи.
Из-за отсутствия больших и интересных ролей в кино Манефа Соболевская подрабатывала озвучиванием фильмов и их дубляжом. При участии этой актрисы с глубоким и сильным голосом на кран вышли десятки картин российского и зарубежного производства.
Талантливой актрисы не стало 6 июля 1993 года.