Найти тему

ДВОЕ | Моноспектакль Алексея Размахова

Моноспектакль Алексея Размахова

Режиссёры: Филипп Виноградов, Алексей Размахов

Я посмотрела спектакль в рамках фестиваля Новые люди на сцене и осталась в абсолютном восторге от того, КАК это сделано. И в огромном разочаровании от того, О ЧЕМ это сделано.

Возьму официальный анонс мероприятия, чтобы не городить лишних огородов.

В основе постановки классическая русская пьеса «Горе от ума» и биография его автора, Александра Грибоедова. Создатели спектакля поместили автора и героев пьесы в двух смежных комнатах, чтобы понаблюдать, как созданный писателем мир может перекликаться с его же судьбой. Это история об одиночестве. История «лишнего человека», представленная с разных позиций.
«Двое» — это спектакль-эксперимент, поиск нового театрального языка, попытка выстроить общение с помощью современных технологий. Авторы соединяют документальный театр с игровым и провоцируют зрителя на создание своего собственного видения фактов, событий, персонажей.

О том, какой экспериментальный язык берется для повествования, можно посмотреть в трейлере постановки.

Спектакль создан в рамках проекта «Открытая сцена». Участвовал в фестивалях в Хельсинки, Перми, Минске и Тюмени, уличных фестивалях «Fact» и «Открытые улицы», а также театральной программе «Международного Московского культурного форума».

А вот теперь о фактах. С точки зрения формы, когда декорации отсутствуют и нам предоставляют только возможность додумывать, при этом остроумно и ловко доставая предметы быта в формате планшетов и ноутбуков, это весело, задорно и с огоньком. Алексей очень умело ведет интерактив со зрителем, вовлекая его в происходящее. Это смешно, где надо, любопытно и занимательно. То есть по итогу этот моноспектакль очень нескучно смотреть.

Проблема в том, что он по содержанию для меня является абсолютной чушью. Я в курсе сюжета "Горе от ума", и в курсе биографии Грибоедова, которая, кстати, меня в свое время очень сильно травмировало, потому что никто такой участи не заслуживает.
И вот очень хочется задать вопрос авторам, а зачем зрителю пересказывают то, что можно прочитать в википедии, зачем зрителю сравнивают то, что сравнивать и не нужно... Грибоедов написал "Горе от ума" за долго до того, как отправился в посольство. И как вообще связан Пушкин, который упоминается в конце со всем происходящим?

Особенно покоробил меня финал, где Алексей Размахов, ступая якобы по снегу вслед за повозкой с телом Грибоедова, говорит: ой, а слышите? Выстрел. Это Пушкина на Черной речке. Снова выстрел. А это уже Лермонтова, здесь же на Кавказе. Слышите? А это еще кого-то.

Мне очень хотелось спросить - ну что за чушь?

Почему во-первых, зритель держится за идиота, и ему показывают автопортрет Пушкина из учебника за 6 класс. Мы все его видели хоть раз в жизни. А нам чуть ли не как откровение свыше спускают.

При этом там еще и зарисовки декабристов, скаченные из той же википедии: видите, да? Смотрите, как интересно! Ну, интересно, да. Но не откровение ни разу. К чему столько пафоса-то?

В общем, по ощущениям, авторы придумали очень классную форму для документального спектакля, а содержание к ней подобрали случайно. В середине спектакля, когда рассказ сбился с некоего отрепетированного хода, показалось, что сами авторы прочитали "Горе от ума" и биографию Грибоедова именно в период создания спектакля. И для них все эти необычайные сюжетные повороты действительно стали откровением, и они стали искать связи даже там, где их нет.

Вот такие дела.

-2
-3
-4