Найти в Дзене
Издательство ЭКСМО

Как создавался сериал «Очень странные дела»

Сериал «Очень странные дела» стал настоящим событием в индустрии и завоевал внимание миллионов фанатов по всему миру. И вот мы дождались выхода гида по этому загадочному миру. Мы публикуем отрывок из этой книги.

***

Первым источником вдохновения для истории стал фильм 2013 года «Пленницы» с Хью Джекманом. Это история о человеке, который отчаянно пытается отыскать свою похищенную дочь.

«Мы подумали: не станет ли этот фильм еще луч­ше, если его растянуть на восемь часов на HBO или Netflix? — рассказывал Мэтт Rolling Stone. — Так что решили снять что-нибудь о пропавшем человеке».

В том же интервью Росс объяснил подробнее:

«Нам очень понравилось видеть этих персонажей и эту атмосферу на большом экране, но мы подума­ли, что нужно что-то большее. Мы взяли идею о про­павшем ребенке и соединили ее с более «детскими» своими чувствами. Например: может, запихнуть туда монстра, который ест людей? Потому что в глубине души мы нерды, большие дети, и мы решили, что это самое крутое, что есть в мире».

Но они не хотели, чтобы их монстр был маги­ческим: они хотели, чтобы сериал имел в первую очередь научную, а не сверхъестественную основу.

Это привело их к обсуждению историй о странных научных экспериментах, проводимых во време­на холодной войны, о секретных проектах вроде «МК-Ультра». Кроме того, они поняли, что если по­местить время действия в восьмидесятые годы, это не только подойдет к стилю истории, которую они хотят рассказать, но и даст им возможность отдать должное кумирам юности. Они написали пилотный сценарий. Теперь все, что им оставалось, — продать его. Просто, правда?

НИТЧИНГ

Ну, продюсерскую компанию найти было легко. А вот когда они начали предлагать свой сериал телеканалам, то получали отказ за отказом — их набралось то ли пятнадцать, то ли двадцать. Руководителям каналов не нравилось, что главные персонажи — группа детей, но при этом сериал сам по себе не детский. Братья Даффер поначалу ду­мали, что Netflix, чья бизнес-модель основывалась на производстве сериалов от известных режиссеров, а не от молодых талантов, вряд ли ими заинтере­суется, но когда продюсерами шоу стали Дэн Коэн и Шон Леви из 21 Laps Entertainment, оказалось, что предположение было неверным. Леви немедленно предложил сериал Netflix, и он был куплен букваль­но в течение двадцати четырех часов.

ПРОИЗВОДСТВО

Поначалу братья Даффер хотели сделать местом дей­ствия прибрежный городок, что-нибудь типа остро­ва Эмити из «Челюстей». Они выбрали Монток, штат Нью-Йорк, из-за связи этого района с секретными правительственными экспериментами. Подобные идеи хороши на бумаге, но когда дело доходит до съе­мок, вмешиваются чисто практические проблемы. В интервью The Hollywood Reporter Мэтт объяснял:

«На Лонг-Айленде и вокруг него просто невозмож­но снимать зимой. Во-первых, все будут страдать, во-вторых, это еще и очень дорого. Мы на самом деле из Северной Каролины; как-то мы заехали в Атланту, я посмотрел город, и мне там очень понравилось — он на самом деле намного больше напомнил мне наше детство».

Постепенно сериал приобретал тот вид, который мы знаем, а после подбора актеров «пазл» сложился еще быстрее. Кармен Куба, кастинг-директор самых разных проектов, от фильмов Стивена Содерберга до сериалов «Восьмое чувство» и «В поиске» от HBO. Именно Куба предложила кандидатуру Вайноны Райдер. Братьям Дафферам, Леви и Коэну идея сразу же очень понравилась, но не потому (как вы наверняка предположили) что они испытывали ностальгию, а просто потому, что Райдер — отличная актриса и обеспечит сериалу необходимое качество. Качество, которое в результате проникло и в сценарий. Как Мэтт рассказывал Bustle.com: «Мы знали, что у нее очень специфическая энергия, и мы решили воспользовать­ся этим, в результате чего заговорили о роли Ричарда Дрейфуса в «Близких контактах третьей степени»... об идее «Вайнона против всего мира», мы это просто обожали». Райдер, недавно снявшаяся в мини-сериа­ле «Покажите мне героя», прочитала сценарий и дала согласие. А еще она сделала довольно неортодоксаль­ное предложение по поводу роли Джойс Байерс: придумала ей прическу. Актриса хотела, чтобы Джойс была похожа на Мерил Стрип в фильме «Силквуд».

Прежде всего — как и должно быть — кастинг сводился просто к поиску наиболее подходящих ак­теров. В случае с Райдер и Модайном были выбраны громкие, известные имена, но продюсерская команда никогда не стремилась именно к этому. Возьмем для примера Дэвида Харбора, актера, который сыграл множество второстепенных ролей: создатели реши­ли, что он идеально подойдет на главную роль шери­фа Хоппера.

«У нас просто было чувство, что пришло его вре­мя, — сказал Леви в том же интервью Bustle.com. — Он взял роль и сделал свой выбор: простота, сила и глу­бина боли, которую он показывает лишь изредка. Вы заметите, что он очень тщательно контролирует свою игру. В Хоппере есть невозмутимость, которая так сильна и убедительна на экране».

Конечно, самой трудной задачей был подбор актеров-детей. Росс признал опасность в интервью Vulture.com:

«Мы знали, что если дети-актеры сыграют плохо, это угробит сериал, потому что на их плечах лежит огромная нагрузка. Нужно искать детей, которые вы­глядят настоящими и натуралистичными. Конечно, для меня вершина детской актерской игры в филь­мах или сериалах — это «Останься со мной». Луч­ше сделать почти невозможно, и эти дети... ну, зна­ете, сразу кажется, словно ты с ними знаком, и они очень настоящие. Сейчас многие дети словно прошли подготовку в «Диснее», они все такие милые, играют на камеру и пытаются всех рассмешить. А нам нужны были дети, на которых смотришь, и кажется, словно знаешь их».

Учитывая, что «Останься со мной» стал важной вехой для братьев Даффер, наверное, не стоит удив­ляться, что для проб они использовали сцены из это­го фильма.

Кармен Куба в интервью Backstage.com указывает на очень важную деталь: вы подбираете не детей, а ак­теров. «Нам нужно было, чтобы у каждого актера была какая-то неуловимость, внутренняя жизнь, для выражения которой не обязательно нужны слова, и этот же стандарт мы применяли и для детей и подростков. Тогда мы об этом не говорили, но совершенно ясно, что мы не думали о них как о «детях-актерах» или «подростках-актерах». Братья Даффер ждали от них, что они смогут передать богатый человеческий опыт вне зависимости от их возраста».

Учитывая все возможные трудности, поиск начал­ся с того самого момента, как сериалу дали зеленый свет. На различные роли пробовалось более тысячи детей. Поскольку на том этапе написана была только пилотная серия, братья Даффер сумели подстроить персонажей под найденных актеров и были готовы менять свои первоначальные замыслы, если видели новые, более интересные возможности. Отличный пример — Стив, который в результате стал намно­го мягче и не таким «картонным» благодаря работе актера Джо Кири. Мэтт в интервью Daily Beast рас­сказывал:

«Вот в чем прелесть телевидения, хотя мы думаем о сериале как о большом фильме: восьмичасовых фильмов не бывает. Вы можете что-то слегка поме­нять. Стив поначалу был стереотипной сволочью. Ходячим тропом. А потом кое-что произошло, и мы нашли Джо Кири, актера, который на самом деле не очень вписывался в наш образ Стива. Но парень нам понравился, мы хотели взять его в сериал и в ре­зультате изменили роль под него. Он был таким оча­ровательным и приятным, несмотря на сволочное поведение, что мы решили дать ему собственную сю­жетную арку. К тому же если у вас есть персонаж-сво­лочь, и он не меняется все семь часов, это просто очень скучно. Когда пишешь сериал, хочешь, чтобы он развивался. Хочешь, чтобы подобные персонажи тоже росли».

На съемки каждой серии выделяли по одиннад­цать дней — чуть выше обычного среднего значения для сериалов. Netflix давал другое преимущество: по­скольку весь сериал выпускали сразу же, серии мож­но было отложить в процессе монтажа, а потом вер­нуться к ним позднее и работать над всеми восемью сериями как единым целым, что-то меняя в преды­дущих после выхода следующих.

ПОСМОТРЕТЬ КНИГУ