На дня мой четырехлетний сын написал свое первое слово. Он играл в доктора и "выписал" мне справку. Справку о том, что мне с моей новорожденной дочерью (и его сестрицей) нельзя пользоваться гоночным автомобилем. В справке этой было одно слово — СОАГ. Что значит это слово? Как объяснил мой сын, это слово как раз и значит этот самый запрет.
Мой сын старательны вывел буквы СОАГ, отразив букву "С" по вертикали, а также написав все слово справа налево.
Можно ли считать это событие историческим с той точки зрения, что мой сын начал самостоятельно писать? И да, и нет.
Слово написано — это факт. Но слово это ненастоящее, и даже с учетом этого написано оно с ошибками (отражение и обратный порядок чтения). Далее, я уверена, последуют и другие слова, воображаемые и реальные, сначала с ошибками, а потом ошибок будет все меньше и меньше, пока они совершенно не исчезнут. Таким образом, я не смогу на самом деле однозначно засечь момент, когда мой сын начнет писать.
Точно также было с хождением и обучением речи. Не было такого дня, когда ребенок пошел. Ходьбе во взрослом понимании слова предшествовали многочисленные тренировки, полушаги, поддержка за мебель.
Разговору предшествовало многочасовое агуканье и многочисленные слова и даже целые тирады, произнесенные в малышковой фонетике, когда из всех звуков угадывались лишь гласные. Постепенно вместе с тренировкой мышц рта фонетика эта очищалась, и слова становились все более человекопонятными, пока, наконец, моего сына стали понимать не только мы с мужем, но и посторонние люди.
Таким образом, не было такого дня, когда он явно сказал бы первое слово.
К чему это я? Да к тому что все эти сентиментальные высказывания о первых словах, первых шагах и всех остальных первых действиях многократно переоценены. Например, в контексте работы няни. Многим романтически настроенным родителям жалко, что посторонний человек (а не они сами) увидит первый шаг ребенка или услышит первое слово. Ничуть не бывало!
Нет никакого первого слова и нет никакого первого шага.
Развитие ребенка не дискретно, оно происходит постепенно, поэтому даже если с ребенком работает няня или сидит бабушка, у родителей все равно не будет шансов не застать его обучение хождению, разговору и всем остальным важным делам.